70-летний Конферансье из театра Образцова отвлек Москву от пробок

Открылся международный кукольный фестиваль

— Что такое истинное кукольное искусство? — берет меня за руку ведущий артист театра кукол Роберт Ляпидевский. — Это, как у музыканта, виртуозная работа кисти. Хотите покажу? Вот одна трость, вот вторая...

Он берет куклу того самого знаменитого Конферансье из спектакля «Необыкновенный концерт», которому в этом году исполняется 70 лет (постановка Сергея Образцова и Семена Самодура 1946 года). Еще полчаса — и живые артисты с этими самыми куклами-куплетистами, опереточниками, хористами из «Концерта» залезут на верхние палубы двух красных автобусов и отправятся, сопровождаемые машинами ГАИ, в тур по Садовому кольцу — развлекать в пробках народ. И заодно... зазывая на только открывшийся Международный фестиваль кукол.

Открылся международный кукольный фестиваль
Роберт Ляпидевский.

— К сожалению, — с некоторой горечью продолжает народный артист Ляпидевский, — в иных театрах не чтут чистоту жанра, делают упрощенные куклы, где зрителю становится видна трость... а трость должна быть спрятана! Да и артист должен быть в тени. Куклой — по науке — управляют два человека. Один — основной, кто ведет образ, играет, озвучивает. Второй — помощник, подхватывающий движения... Отсюда — две трости. А не как иной раз — все сводят лишь к куколке, надетой на руку… Это не то.

В этот момент девушка из мастерских впопыхах отбирает у нас харизматичного Конферансье: надо грудку ему подпудрить, а то какое-то пятнышко на белом смокинге, непорядок. Уж скоро в автобус садиться…

— Ох, лишь бы не было дождя! — возводит взгляд к небу директор театра Ирина Корчевникова.

— А в этой идее, — спрашиваю, — давать концерты по Москве, так сказать, контактируя живьем с публикой, — вы пионеры?

— В 2001 году был пеший поход, в 2008-м поехали на легковых машинах. На автобусах — впервые. Хороший способ напомнить еще раз о себе. Причем с нами, взяв свою куклу, отправится и наш дорогой гость — артист-кукольник Энрике Ланц: его спектакль «Душа народа» открывает фестиваль, уже восьмой, кстати…

Что любопытно — на него съезжаются все лучшие театры мира, но наша региональная программа представлена не будет. А не будет потому, что в следующем году театр Образцова проведет отдельный самостоятельный форум кукольных театров России, ведь они — кладезь традиций, которые так трудно нынче сохранять.

— Кстати, о традициях, — указывает на кукол из «Концерта» г-н Ляпидевский. — Вообще куклы, конечно, прочные, но за все время существования юбилейного спектакля их меняли три раза. Первый «выпуск» практически весь помещен в музей… Сами смотрите: головка из папье-маше — надо очень аккуратно обращаться. Вот тут — гопит… Знаете, что такое гопит? Это опора, основа управления куклой: тут трость, коромысло, рычажки, шарик… Конечно, чтобы управлять всем этим, нужна выучка, тренинг. Сегодня, увы, большой дефицит настоящих мастеров-кукольников — все по жизни упрощается. Но в куклах важна каждая деталь, каждый нюанс…

До марафона театр решил показать свою премьеру — «Дон-Кихота» в постановке Екатерины Образцовой:

— Прошу заметить, — комментирует она, — что куклы мы берем не «знаковые», а очень подробные. Изготовлены в наших мастерских, а вот автором их выступил народный художник Сергей Алимов. Конечно, в спектакль мы брали лишь определенный срез, нам интересный, потому как пересказать эти два тома целиком просто невозможно…

Куклы театра Образцова прокатились по Садовому кольцу на открытых автобусах

Куклы театра Образцова прокатились по Садовому кольцу на открытых автобусах

Смотрите фотогалерею по теме

Уже зазвучала испанская музыка — живая гитара, барабан, абсолютное погружение в Сервантеса, впрочем, не без современных ходов.

— Нам важно донести до публики, — говорит режиссер Борис Константинов, — что кукольное искусство — это не примитивный, только лишь детский жанр. Наше искусство всегда было искусством для взрослых. Взять хотя бы знаменитую образцовскую «Волшебную лампу Аладдина» 1937 года — представляете себе это время… А у нас кукла сидела в клетке и говорила: «Я ничего не боюсь!» Понятно, как люди это воспринимали… Собственно, «взрослая» история Образцова с того и пошла: сначала в зале сидели лишь дети, потом стали появляться взрослые, а потом и вовсе появились исключительно зрелые работы — как, скажем, у нас идет «Женитьба Фигаро»…

Что до фестиваля в целом, то продлится он почти месяц, и на него приезжают театры из Польши, Испании, Италии, Германии, Венгрии, Болгарии, Индии и Китая. Считается очень важным демонстрировать зрителю именно «большую кукольную форму» — полновесные спектакли на два-три часа, демонстрируемые в зале на 500 мест… В этом формате спектаклей-шоу как раз преуспели Индия и Китай, где кукольных театров видимо-невидимо.

Итак — в добрый путь!

Куклы театра Сергея Образцова прокатились на автобусе по Садовому кольцу

Смотрите видео по теме

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27223 от 7 октября 2016

Заголовок в газете: Ударим по Садовому концертом!