После теракта царский телохранитель стал скульптором

В Историческом музее открылась выставка, посвященная офицерам XIX века

07.10.2016 в 18:53, просмотров: 3069

Исторический музей показывает редкую выставку произведений русских офицеров XIX столетия. Его привыкли называть золотым веком русской культуры, забывая, что еще это период расцвета офицерства. А оно успевало не только воевать, но и создавать произведения искусства.

После теракта царский телохранитель стал скульптором

Как так вышло? Президентом Академии художеств был Федор Толстой, лейтенант флота. Как раз с его медальонов на события Отечественной войны 1812 года начинается экспозиция. А одним из основателей Общества поощрения художеств стал генерал Матвей Дмитриев-Мамонов, который привлекал к искусству военных и гражданских. Его атмосферный рисунок в технике литографии (печатание с плоской поверхности камня) передает дух военной подготовки к сражению под Лейпцигом.

Если эти вещи из собрания музея можно увидеть в любой момент, то остальные экспонаты — из частного собрания — демонстрируются впервые. Например, галерея портретов императора Александра II, созданная его телохранителем Карлом Кохом.

- Однажды он спас императора от покушения в Летнем саду, вследствие чего стал начальником личной стражи: отныне свою жизнь на улице Александр II доверял только ему, — рассказывает один из организаторов выставки, коллекционер Константин Журомский. — Но 13 марта 1881 года, при теракте народовольцев, Кох не уберег императора, был контужен, долго болел.

Александр III позволил ему вернуться на службу и разрешил из-за разбитой головы носить фуражку, а не положенную по статусу каску. На фоне контузии у Коха обнаружилась способность к ваянию — он стал скульптором. Испытывая муки совести из-за того, что не спас Александра II, мастер до последних дней делал скульптуры членов императорской семьи.

Терракотовые и белоснежный бюсты Александров II и III из коллекции Журомского — авторства Коха.

Еще публике впервые показываются акварели с гусарами на лошадях Александра Сафонова. Рисовать и лепить его научил отец, который изучал скульптуру в Николаевском кавалерийском училище у знаменитого мастера Николая Либериха, ученика Петра Клодта. В общем, школа у Александра Сафонова была не абы какая, что чувствуется по его работам (скульптурным и живописным).

Свои работы Сафонов создал на фронтах Русско-японской войны, где был строевым офицером.

Акварели (находятся в собрании Алексея Егорова) во время Первой мировой войны Сафонов преподнес Николаю II. Вместе с прошением — отправить его на фронт как военного корреспондента. Император картины купил, а на прошение ответил так: «Если хочет — пусть едет, но за свой счет». Художник и поехал, много лепил, писал, а как-то раз бросил кисть и в нужное время возглавил операцию. За что получил орден Святого Владимира 4-й степени. Узнав об этом, Николай II решил загладить свою некорректность и наградить Сафонова еще одним орденом Владимира, но уже 2-й степени.

фото: Ксения Коробейникова

Кстати, эскизы подносных полковых подарков, выполненные скульптором Николаем Либерихом, тоже одолжены из частного собрания. По этим эскизам из серебра и бронзы создавались произведения в единственном экземпляре, в офицерской среде было принято дарить такие на особые случаи.

фото: Ксения Коробейникова

Еще из интересных экспонатов — посмертная маска Николая I работы Клодта, шашки с гравировками драгунских офицеров и модель памятника императору Петру I Ивана Шредера... Таких побед офицеры русской армии достигли на полях культуры.

фото: Ксения Коробейникова