"Союзмультфильм" спустя 70 лет покидает старые стены

Татьяна Ильина: «Я не участвовала в процессах, происходивших на студии в последнее время, и вскочила в уходящий поезд»

Старейшая и единственная в России государственная анимационная студия «Союзмультфильм» в год своего 80-летия покидает помещение, в котором располагалась с 1946 года. 1 декабря из церковной пристройки в центре Москвы она отправится в новое здание на ул. Академика Королева, 21. Руководство студии, а оно здесь перманентно временное и исполняющее обязанности, устроило «прощальный бал».

Татьяна Ильина:  «Я не участвовала в процессах, происходивших на студии в последнее время,  и  вскочила в уходящий поезд»
Татьяна Ильина у макета "Чебурашки"

В последний раз приглашенные гости и журналисты посетили мемориальную комнату Друяна, кукольные павильоны, цеха по производству короткометражной анимации. Именно здесь рождались на свет «Винни Пух» и «Каникулы Бонифация», и пока еще хранятся макеты и куклы из «Гофманиады» - долгостроя «Союзмультфильма», на который ушло почти десятилетие.

Переезжать собирались еще в середине 60-х. В течение нескольких последних лет сотрудники студии сидели на чемоданах. Переезд намечался на лето 2014 года. Казалось, что этого не произойдет никогда. Наконец, свершилось. Руководители студии произнесли слова: «Мы строили, строили и наконец-то построили». По новому адресу кипит работа, завозятся материалы, укладываются кафель и линолеум, идут последние отделочные работы. «Построим большой производственный комплекс. Производить будем до 6 единиц большого полнометражного и сериального продукта» - обещают новые руководители студии. Новые работы «Союзмультфильма» обещают представить к концу 2017 года. Самое удивительное, что руководство студии называет мультфильмы мультиками, хотя в профессиональной среде это считается оскорбительным.

И.о. директора студии «Союзмультфильм» Глеб Давыдов не имеет информации о том, отойдет ли старое здание РПЦ. Никаких предписаний не получал. Он также разъяснил, что о приватизации студии активных разговоров не ведется, но рано или поздно это произойдет. Станет ли он директором студии, тоже неизвестно. На 7 декабря назначено проведение конкурса на должность. Есть ли альтернатива - Глеб Давыдов тоже не знает. «Я документы не подавал» - прокомментировал он свой статус.

Назначения и отставки директора и худрука на «Союзмультфильме» в последние годы — дело привычное. В 2011 году назначили Николая Маковского, затем Валерия Бакаева, не имевшего отношения к анимации, теперь пришел Глеб Давыдов. В том же 2011-ом на пост художественного руководителя пригласили режиссера Михаила Алдашина, но недавно он ушел, видимо, иначе и быть не могло.

Последние кадры из легендарных павильонов «Союзмультфильма»: студия переезжает в новое здание

Последние кадры из легендарных павильонов «Союзмультфильма»: студия переезжает в новое здание

Смотрите фотогалерею по теме

Последний фильм в старых стенах заканчивает Татьяна Ильина, недавно назначенная председателем художественного совета студии. Мы стоим у макета, сделанного для знаменитого фильма о Чебурашке. Его накрыли пленкой. 1 декабря он отправится по новому адресу.

- Все наши раритеты упакованы, - рассказывает Татьяна Ильина. - Все готово к переезду. Фильм о Чебурашке снимался здесь. У школы стоял любимый всеми герой, проходили пионеры с горном. Это рабочий макет, который станет украшением нашего музея в новом здании, которое мы ждали 58 лет. То есть «Союзмультфильм» переезжает с 1954 года. Новое здание тоже далеко не идеально, но оно изначально монтируется под кинопроизводство. А помещение, в котором мы находимся, - пристройка к церкви. Она была сделана под музей атеизма, а вовсе не для студии.

Аниматоры - народ непритязательный. Мы любим свою профессию и готовы сидеть по подвалам в темноте. Но в этом нет ничего хорошего. На качестве фильмов все сказывается. Особенно сейчас, когда нужны огромные площади для большого производства. Мне хочется, чтобы помимо удобных павильонов на студии были тренажерный зал и массажный кабинет. Ребята у нас сидят по 12 часов в день за работой. Если мы о себе не подумаем, то никто о нас не подумает. С новой студией связываем большие надежды. Необходимо сохранить ее лицо, художественную составляющую. Мы восстановим худсовет, который будет заниматься авторским кино, полнометражными проектами и сериалами. В него войдут известные мастера. Мы восстановим курсы, которые будут готовить специалистов по 2D и 3D. Наши студенты будут учиться на картинах, которые производятся на студии. Мы занимаемся профессией, которой можно научиться , глядя глаза в глаза.

Последние кадры из легендарных павильонов «Союзмультфильма»: студия переезжает в новое здание

Последние кадры из легендарных павильонов «Союзмультфильма»: студия переезжает в новое здание

Смотрите фотогалерею по теме

- Вы продолжаете работать над своим фильмом, сидя на чемоданах?

- Я снимаю «Маршрутку» - семиминутный авторский проект. Так сложилось, что это последний фильм, который выйдет в стенах старой студии. А интересен он тем, что это авторский фильм, адресованный взрослой аудитории. Он рассказывает о том, как по дороге на работу и с работы в общественном транспорте проходит жизнь. Люди знакомятся, влюбляются, кормят собак, лечат зубы и не замечают, как за окном проходит жизнь. Куда маршрутка в итоге приезжает, я пока рассказывать не буду. Это такой ситком, ситуативная комедия.

- Все реально, это не инфернальная история?

- Реально. У нас прекрасный, очень самобытный художник Евгения Двоскина. Она известный книжный график, в кино, правда, не работала, но для авторской анимации это даже хорошо. Те художники, на которых я рассчитывала, ушли на полнометражное кино по понятным причинам. Я работаю с детьми - выпускниками колледжей, для них это первый фильм. Лишний раз убеждаюсь в том, что надо учить и учить молодых. Очень не хватает специалистов в отрасли - рисующих и понимающих, что они делают. Поэтому я горю желанием поскорее начать работу на курсах. Но понадобится, как минимум, два года, чтобы подготовить новых специалистов. После двухгодичных курсов ребята будут набирать форму на студийных проектах. Так всегда было на «Союзмультфильме», и мы эту традицию подхватим.

- Отважившись стать главой худсовета, вы столкнулись с негативным отношением коллег?

- «Отважились» - правильное слово. Конечно, столкнулась. Но так как я не участвовала в процессах, происходивших на студии в последнее время, и вскочила в уходящий поезд, то могу прокомментировать ситуацию. Михаил Алдашин, который недавно покинул пост художественного руководителя «Союзмультфильма», - это болезненная тема. Но я отношусь к сложившейся ситуации иначе. Мы с Мишей учились на одном курсе, прошли одну школу. У нас немного разный опыт в профессии, но, в принципе, мы делали одно дело. Мы - друзья, никакого противостояния у нас нет. То, что произошло на студии, меня не коснулось, но я понимаю, что если не взяться за работу, то поезд уйдет неизвестно куда. Я не в первый раз в таких обстоятельствах. Думаю, что и коллеги меня поймут, пойдут навстречу, придут работать. Талантливые люди, на мой взгляд, студии очень нужны. Думаю, все наладится, потому что существуют здравый смысл и цеховое братство. Любовь к студии шире и больше этого конфликта. Я оптимистично смотрю в будущее, хотя мне нелегко. Но фильмы «Ку-кин-дза-дза» и «Щелкунчик» тоже рождались нелегко. Коллеги принимали их настороженно. Когда я приступала к «Щелкунчику», Эдуард Назаров сказал мне, что в России никогда не будет полного метра, что полнометражное кино и анимация - две вещи несовместные. Не так много времени прошло с тех пор. Всего двенадцать лет.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру