Денис Мацуев торжественно откроет в Москве «Филармонию-2»

Феноменальному поколению музыкантов нужны не менее феноменальные залы»

Денис Мацуев с концертом Рахманинова откроет в понедельник обновленную после капитального ремонта «Филармонию-2» — уникальный по акустике комплекс (теперь там три зрительных зала и семь репетиционных помещений), расположенный в Олимпийской деревне (на базе бывшего театра Владимира Назарова). На торжественную церемонию ожидается визит Дмитрия Медведева.

Феноменальному поколению музыкантов нужны не менее феноменальные залы»

Некоторое время назад раздавались критические голоса, что «филармоническая публика так далеко не поедет, а местные вообще не мотивированы и до него не дойдут», комплекс, мол, потерпит крах в плане своей строгой классической направленности... но вот уж несколько лет в «Ф-2» функционирует главный большой зал в качестве пилотного проекта, и меломан быстро проторил туда дорожку — от центра оказалось не так и далеко на машине, да и публика с Мичуринского мгновенно прочухала о неожиданном подарке судьбы, аншлаги стали привычным явлением.

Потому что подошли с умом, и главную ставку — что прежде было исключительной редкостью — сделали на акустику. Пока идут последние приготовления к помпезному открытию, мы пообщались с Денисом Мацуевым — кому как не ему (уже игравшему в «Ф-2») «разрезать» Рахманиновым «красную ленточку».

— Я был первым, кто сыграл в «Филармонии-2» сольный концерт два года назад, — говорит Мацуев, — вот только приехал из Парижа, у меня было открытие сезона с Национальным оркестром Франции, — к чему я это: сейчас в Европе массовая тенденция строительства первоклассных залов НЕ в центре города. Вот и в Париже мы играли в феноменальном зале, расположенным — по московским меркам — где-то у МКАДа (там тоже есть своя окружная). Прекрасный зал и по акустике, и по архитектурному замыслу — такой космический корабль... и переполнен на каждом концерте! Буквально толпы и парижан и гостей города!

— Ну или взять новый зал Радио-Франс, я был в нем не так давно...

— Да о чем вы говорите, позавчера я там играл: знаменитый специалист по акустике Ясухиса Тоёта сделал свой очередной шедевр, до этого это была просто репетиционная база оркестра Радио-Франс; мы с ним, кстати, очень дружим, он в Иркутске будет нам зал делать, плюс другие проекты в России — пока не будем раскрывать все секреты...

— То есть процесс по созданию сугубо филармонических (а не многоцелевых) залов в России пошел? И «Филармония-2» как зал состоялся?

— Абсолютно точно. У меня, когда играл в «Ф-2» сольный концерт, было полное ощущение, что я вообще не в Москве, а в каком-то японском продвинутом зале. Звук летит, звук воздушный, в любом месте зала слышно каждую ноту! Он изумителен как для камерных, так и для сольных концертов. В Москве таких комплексов просто больше нет (ну не считая исторических — Большого зала консерватории и зала им. Чайковского).

— А их специально и не строили никогда... тем более, на периферии.

— В том-то и дело. Поэтому можно только приветствовать смелый шаг Минкульта и Московской филармонии по открытию в Олимпийской деревне такого комплекса, это явный прорыв. Уверен, вслед за «Ф-2» в Москве появиться и зал в Зарядье, и еще много-много залов высокого класса по всей стране. Мы все, увы, знаем о так называемых «советских традициях» делать филармонии в Домах культуры или в аудиториях для политпросвещения, вон, знаменитый оркестр Каца в Новосибирске играл в чудовищном зале, предназначенном для каких-то совещаний. Так что волна строительства и филармоний, и театров пошла по стране, об этом надо говорить: Омск (губернатор за год совершил такое чудо, построил), далее Владивосток, Астрахань, Пенза, восхитительная реконструкция зала в Красноярске на 2000 человек. В моем родном Иркутске мы нашли новое место на берегу Ангары, уже проведен архитектурный конкурс, Тоёта дал свое согласие на создание акустической модели... это будет визитная карточка не только Иркутска, но и всей страны, знаете, как оперный театр в Сиднее стал культурными воротами в Австралию.

— Но возвращаясь в Москву: сколько было скептических комментариев в отношении «Филармонии-2»...

— Ну да, что «это далеко», «так трудно добираться», — сейчас критиков поубавилось, шутка сказать — у самого зала появились уже свои поклонники! А уж про «начинку» я молчу — там играют самые известные артисты и оркестры. Сейчас вот торжественное открытие, связанное с расширением комплекса, теперь он заработает в полную силу — там и новый театральный зал, и виртуальный концертный зал, игровой зал для детей, и репетиционные помещения, чего только нет. Я в «Ф-2» проводил свой фестиваль «Крещендо» с Воронежским юношеским оркестром, и ребята просто произвели фурор. И впредь буду там играть и устраивать свои проекты. Повторяю: такие залы, созданные именно под классическую музыку, обязательно должны быть, без этого — никуда.

— Местные начали ходить, а то кричали — «спальный район, спальный район».

— Привыкли, пусть не моментально, но привыкли. Потому что ну ничего у нас до этого не строилось, одно время и в Дом музыки толпами не валили, хотя он на Садовом кольце, самый центр! Так что критики всегда найдутся: и пробки, и то и это, но ничего: я в выходной день доехал туда из центра за 12 минут, специально засекал. В часы пик, конечно, дольше, надо планировать время. А на самом открытии я буду выступать с оркестром Московской филармонии с концертом Рахманинова, кроме того — в качестве изысканного десерта на бис — представлю победителей «Синей птицы» Софью Тюрину и Ростислава Мудрицкого, готовим сюрпризы... удивительные дети, я всегда говорил — то поколение, которое идет сейчас, оно феноменально по всем показателям. И им нужны такие классные залы!

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27299 от 16 января 2017

Заголовок в газете: Ударим высокой музыкой по периферии

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру