Сергей Никоненко вспомнил, как Тараторкин отказался набирать мастерскую

Актер и режиссер Сергей Никоненко рассказал о том, как довелось ему пообедать с Георгием Тараторкиным у Льва Кулиджанова во время съемок «Преступления и наказания»

Георгий Тараторкин сыграл в кино около 70 ролей. Но чаще всего вспоминают его раннюю работу в картине Льва Кулиджанова «Преступление и наказание». Мало уже очевидцев тех съемок. Экранизация романа Достоевского, где Тараторкин сыграл Родиона Раскольникова, вышла на экраны в 1969 году.

Актер и режиссер Сергей Никоненко рассказал о том, как довелось ему пообедать с Георгием Тараторкиным у Льва Кулиджанова во время съемок «Преступления и наказания»
Георгий Тараторкин

Молодой актер в ту пору работал в Ленинградском ТЮЗе у легендарного Зиновия Корогодского – своего мастера, у которого учился в  драматической студии при театре. Можно сказать, что Кулиджанов получил исполнителя главной роли прямо из больницы, где тот находился едва ли не в критическом состоянии. Один из членов съемочной группы  сфотографировал Георгия Тараторкина в  палате, отправил фото  Кулиджанову, находившемуся в активном поиске артиста на роль Раскольникова. И Тараторкина утвердили.  Говорят, что роль сделала свое дело – излечила от хвори. За работу в картине Тараторкину присвоили Государственную премию РСФСР им. братьев Васильевых.

Мы поговорили о Георгии Тараторкине с одним из участников тех съемок – народным артистом России Сергеем Никоненко, сыгравшим в «Преступлении и наказании» роль Миколки.

- Вы же совсем молодые были, когда снимались у Кулиджанова. Что  осталось в памяти о встрече с Георгием Тараторкиным?

- Это же было 50 лет назад. Снимали картину в 1968 году. Если бы мы поработали вместе или  хотя бы поужинали. А мы даже по сто грамм  не выпили. Хотя встретились у Кулиджанова. Была сцена со Смоктуновским, когда он говорит: «А вон у меня в чулане человек сидит». Я Миколку играл, который вину на себя взял. «Я убил, я» - говорил он. Из тех, кто работал на картине, уже и в живых-то почти никого нет - ни Ефима Копеляна, ни Вики Федоровой, ни Иннокентия Смоктуновского. И Кулиджанова давно нет. Даже, думаю, и из дирекции никого не осталось. Как-то Кулиджанов позвал нас репетировать к себе домой. А во время репетиции сказал: «Ну, давайте прочтем эту сцену, как ее написал Федор Михайлович. Сережа, прочитай ты». Я прочитал страниц 6-7. И Кулиджанов сказал: «Ну, вот так и играйте, как прочитал».  А потом оставил нас  пообедать  -  Смоктуновского, Тараторкина и меня.  А про съемки ничего не могу сказать. Да и очень давно это было. В другой картине Кулиджанова «Умирать не страшно» мы тоже снимались с Георгием Тараторкиным, но у нас тоже не было общих сцен. Я играл там с Михаилом Глузским.

Но могу вам другое рассказать о Георгии Тараторкине. Он набрал курс во ВГИКе и выучил его. Был замечательный дипломный спектакль, и руководство ВГИКа предложило: «Такая у вас замечательная мастерская. Ребята выросли в настоящих артистов. Набирайте еще курс». А Тараторкин ответил: «Пока я своего последнего студента  не устрою на работу, мастерскую набирать не буду». Это редкость сегодня. Мой учитель Сергей Герасимов был таким. Но он сам -  режиссер и  художественным руководителем объединения. Ему проще было. А Георгий Тараторкин в театры устраивал своих ребят. Это его заявление руководству ВГИКа   осталось в памяти народной. Редкий он человек в наше время – порядочный, ответственный, совестливый.  Таких поискать.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27317 от 6 февраля 2017

Заголовок в газете: «Он был рыцарем сцены»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру