Well-Strung в Москве: что общего у Леди Гаги с Вивальди

Как молодые артисты заставили икать поп-звезд

30.09.2018 в 16:01, просмотров: 2343

Кроссовер, в котором современные исполнители миксуют классические хиты с эстрадными, уже давно стал популярным музыкальным направлением. «Заходит», выражаясь актуальным сленгом, всем — и старшему поколению, которое порой настороженно относится ко всяческим новшествам, и молодежи, падкой на эксперименты. Участникам струнного квартета Well-Strung из Нью-Йорка, выступившим на днях в Москве, удается, двигаясь по уже проторенной другими артистами дорожке, быть оригинальными в своих проявлениях.

Well-Strung в Москве: что общего у Леди Гаги с Вивальди
Фото: Наталья Малахова.

Группу образовали два скрипача — Эдмунд Багнелл и Кристофер Марчант, виолончелист Дэниел Шевлин и альтист Тревор Водли. Все они — не только инструменталисты, но и певцы, устраивающие экспрессивный вокальный полилог на все голоса. И даже пением дело не ограничивается: концерт, прошедший в Спасо-Хаусе, резиденции посла США в России Джона Хантсмана, превратился в динамичное попурри. С той лишь оговоркой, что все композиции звучали целиком, не отрывочно, но обрамлялись в номера и зарисовки, как будто выдернутые из разных музыкальных спектаклей. Один молодой российский композитор удивлялся, что в хите Бритни Спирс «Toxic» есть расщепленная терция в гармонии (сложный академический прием. — Прим. авт.), и Well-Strung наглядно показали, как можно сделать из трека с поп-радио инструментальный шедевр.

«Paparazzi» Леди Гаги срослась в единое целое с «Зимой» из цикла Вивальди «Времена года», «Call Me Maybe» Карли Рэй Джепсен — с «Бранденбургским концертом» Баха, его же «Концерт для двух скрипок» — с песней 1979 года «The Devil Went Down to Georgia» команды The Charlie Daniels Band, «Creep» Radiohead — с «Ave Maria»… Свою «академическую» версию артисты показали на композицию «Landslide» культовой рок-группы Fleetwood Mac, поэкспериментировали с «Богемской рапсодией» Queen, патетической «Hallelujah» и шутливой «Do Re Mi» (там, где в российской версии, которой учат детей в музыкальной школе, чтобы выучить гамму, поется «ми — котенка покорми» и все в этом духе). У каждого из музыкантов — большая школа за плечами, все они из разных городов Америки, а собрал их в 2012 году нынешний директор группы Марк Кортейл, увидевший выступление Кристофера на улице Провинстауна (штат Массачусетс). После выступления «МК» поговорил с ними о неожиданных связях между жанрами и новых творческих идеях.

— Многие музыканты говорят, что у классической музыки много общего с тяжелым роком, и, например, Баха, Бетховена легко можно сыграть на гитарах. А что общего у классики с попом?

— На самом деле гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. Ведь поп-музыка тоже выросла, по сути, из классики. Просто в хеви-метале иногда ярче проявляется экспрессия, заложенная, например, в произведениях Мусоргского (достаточно вспомнить «Картинки с выставки», переигранные Emerson, Lake and Palmer), но эти эмоции можно доставать, делать на них акцент, смешивая их и с эстрадой. Вопрос — в аранжировках. Ведь из самого легкого и простого попсового хита тоже можно сделать рок-боевик, утяжелив звучание. И, кстати, многие классические приемы, разработанные тем же Бахом, активно используются также в электронике (динамичные повторяющиеся арпеджио, например).

— Сегодня был не просто традиционный концерт, а целое шоу, где каждый постоянно примеряет на себя разные роли. У вас не было мыслей превратить все это в мюзикл?

— Кстати, отличная идея! На самом деле мы все раньше играли в разных оркестрах, сольно, исполняли и классическую, и поп-музыку, но никогда не участвовали в спектаклях. Когда мы собрались вместе, новые формы начали проявляться сами собой — в диалогах между песнями и во время выступлений, например, даже просто в возможности «играть в шахматы» и меняться местами на сцене. Мы стараемся каждый раз придумывать какие-то фишки, ходы, приемы. Было бы здорово выстроить все это драматургически и сделать мюзикл. Может быть, даже импровизационный, где, опираясь на какие-то обусловленные точки, действие будет развиваться все время по-разному.

— Как вы подбираете материал?

— Берем те композиции, которые нравятся нам самим, но стараемся думать и о вкусах публики: кто-то слушает поп, кто-то — классику, кто-то — рок и инди… Здесь у нас есть очень большое поле для фантазий. Недавно мы сделали кавер на хит Эда Ширана «Perfect», соединив его музыку с классическим твистом. Вообще, всегда интересно, когда ты можешь провести параллели между самой популярной песней лета 2009-го и, например, 1721 года. Здесь стираются границы не только между стилями, но и между эпохами. Кроме того, многие люди не воспринимают классическую музыку, считая эти произведения слишком сложными. Нам хочется сделать ее в хорошем смысле слова более доступной, показать, что в ней заложены огромный потенциал, динамика и она может звучать свежо и интересно.