Актеры Кабуки побывали в мавзолее Ленина и Сталина

Японское немое кино Ясудзиро Одзу «заговорит» в Третьяковской галерее

01.10.2018 в 20:04, просмотров: 1593

В последние месяцы Года Японии в России в кинозале Третьяковской галереи представили программу «Япония и японцы в отечественном кино» из материалов Российского архива кинофотодокументов. Почти в каждой из шести картин 1958-1964 годов хотя бы несколько кадров связаны с театром кабуки. Впервые за десятилетия у нас была возможность увидеть два фильма о гастролях легендарного театра 1961 года.

Актеры Кабуки побывали в мавзолее Ленина и Сталина
Катаока Айносуке (Кабуки). Предоставлено пресс-службой Токийского кинофестиваля

18-минутная картина «Добро пожаловать, Ю.Гагарин» снята во время визита первого космонавта в Токио в 1963 году. Его встречает вся страна. Самые трогательные кадры сделаны во время обеда в традиционном японском стиле. Гагарин с женой пытаются освоить палочки, но это плохо получается. 20-минутные «Две недели в Японии» Е.Вермишевой 1964 года запечатлели визит делегации советских политических деятелей под руководством Анастаса Микояна. По прошествии лет акценты смещаются, и многое выглядит комично, особенно закадровые комментарии не только этого фильма, но и других о том, что хороша страна Япония, но и ее коснулось тлетворное влияние Америки. В районе Гинза «за звонкую монету» японцы, одетые как ковбои, готовы рекламировать «американскую стряпню» у кинотеатров. Это сказано о голливудском кино.

17-минутный «Театр Кабуки в СССР» Т.Лавровой рассказывает о гастролях прославленного коллектива в Москве и Ленинграде в 1961 году. Но это не первый визит в СССР. Первое турне кабуки за пределами Японии состоялось в 1928 году в СССР. С тех пор театр объехал 35 стран, а недавние его гастроли были у нас пятыми по счету. Турне 1928 года, посещение Москвы и Ленинграда снимали японские кинематографисты. Тогда на спектакль «Самоубийство влюбленных» приходил Сергей Эйзенштейн с Ольгой Каменевой. Есть идея издать об этом книгу, благо сохранились документы и фотографии. Эйзенштейн написал: «Глядя на кабуки, невольно вспоминаешь роман одного американского писателя, где человеку переключили слуховой канал и зрительные нервы так, что он световые колебания воспринимал звуками, а дрожание воздуха— красками: то есть стал слышать свет и видеть звук. То же и в кабуки! Мы действительно «слышим движение» и «видим звук». Сохранились лишь два кадра рекламного фильма, сопровождавшего те гастроли.

В Третьяковской галерее чуть раньше показали обнаруженные киноведом Максимом Павловым кадры их хроник 1945-го со зданием Кабуки-дза после взрыва, с вызженными окнами. Тогда сгорели все архивы театра. Как говорят специалисты, в Японии сохранилось не более пяти процентов архивных киноматериалов, как таковых, не только тех, что связаны с кабуки.

Руководивший труппой 1928 году Итикава Садандзи II приезжал в СССР вместе с 21-летним сыном. В 1961-ом они вернулись в СССР. Гастроли проходили в Театре им. Евг. Вахтангова. Сцену и зал соединяла традиционная дорога цветов ханамити, которой на нынешних гастролях в Театре им. Моссовета не было. Среди публики 1961 года камера выхватывает Анастаса Микояна. Голос за кадром сообщает, что талант наши зрители ценить умеют. У них восторженные лица. Актеры в свободное время совершают экскурсию по Москве, посещают мавзолей Ленина и Сталина, идут к Кремлевской стене, чтобы поклониться праху основателя компартии Японии Сэна Китаяму. В Ленинграде они знакомятся с рабочим кабинетом Ленина в Смольном, работами японских мастеров в Эрмитаже, записываю в блокноты слова экскурсовода. В Петергофе японские гости любуются фонтанами, спасаются бегством от струй воды. Кто-то из них приехал в СССР в сопровождении родителей, бабушки, жены. Актер Итикава готовится к спектаклю, примеряет парик, а рядом - его верная жена. Она, как сообщает закадровый голос, всегда вместе с супругом. Выглядит это очень смешно. В костюмерной идет подготовка к вечернему представлению. Некоторые костюмы весят более 20 кг, а на их изготовление ушло 4 года.

Министр культуры Екатерина Фурцева устраивает прием в честь японских гостей, а после спектакля они встречаются с работниками советского театра. Все эти кадры бесценны. Жаль, что такой летописи не осталось от других гастролей, а может быть, она есть в фондах киноархивов.

Пять раз проходили гастроли кабуки в нашей трану. Недавно в Москве и Петербурге побывал театр Сётику Гранд Кабуки, приезжавший к нам в 2003-м. Художественный руководитель труппы Тодзюро Саката дважды приезжал в России с театром в 1987 и 2003 годах. А теперь в поставленном им спектакле участвовали двое его сыновей, исполнивших мужскую и женскую роли (в кабуки, как известно, играют только мужчины). В предыдущий приезд труппа посетила музей Станиславского в Леонтьевском переулке, где хранится изданная в Японии на японском языке книга о гастролях кабуки 1928 года, кем-то подаренная реформатору русского театра и пополнившая его библиотеку.

Историческое здание кабуки, построенное в 1889 году, пережило землетрясение 1923 года, американские бомбардировки в конце Второй мировой войны, пять реконструкций. В 2010 году его разобрали до основания, оставив лишь котлован, отреставрировали и заново возвели. В апреле 2013-го он уже принимал зрителей. Некоторые актеры не дожили до этого события. Когда театр закрывался, Тогавы,сняли документальный фильм «Кабуки: финальный занавес», запечатлевший ритуал грандиозного прощания.

39-летний актер Ичикава Эбизо XI из знаменитой актерской династии, которого называют «Принцем Кабуки», киноактер и блогер и сейчас играет в спектакле «Оtokodate Hana no Yoshiwara» о путешествии молодого человека, познающего искусство любви в веселом квартале. В музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в эти дни представляли выставку «Шедевры живописи и гравюр эпохи Эдо», где тоже были представлены «веселые кварталы», как и изображения актеров и театральных сцен из серии «Актеры на сцене» Утагава Тоёкуни (1797-1861), шаржи на актеров на стенах склада ценных вещей из собрания Токийского национального музея.

2 октября в кинозале Инженерного корпуса Третьяковской галереи откроется ретроспектива японского классика Ясудзиро Одзу из 28 картин. 4 декабря немые ленты легендарного режиссера покажут в сопровождении чтеца-бэнси Итиро Катаоки - актера кабуки, которого довелось услышать в историческом здании театра в дни Токийского кинофестиваля. Там он представляли картину 1928 года. Катаоки постоянно озвучивает немые картины во время их демонстрации, устраивает музыкальные перформансы. Теперь и в Москве можно будет это услышать и увидеть.