Опера — не частый гость в кукольном театре, тем интереснее ее смотреть. А уж «Петя и волк» Сергея Прокофьева — классика, прививающая хороший вкус детям и любовь к театру. Проверено временем, известно думающим родителям. Но испанский вариант оказался совершенно неожиданным. Не успел русский артист объявить гостей из Гранады, как к нему выбежала из кулис взволнованная толстуха в черном платье.
— Не начинайте, прошу вас! Нельзя! — почти кричит она на испанском. — В зале есть кто знает испанский?
Из второго ряда поднимается худенькая девушка и переводит, что испанские музыканты опаздывают (тем более что город в выходные перекрыт из-за мотопробега).
Артист удивлен, делать нечего, тянет время: начинает рассказывать о театре, основанном великим Сергеем Образцовым: мол, самый первый спектакль сыграли в 1931 году, знаменитый «Необыкновенный концерт», который, кстати сказать, изначально назывался «Обыкновенным», сыграли через год после окончания войны. Поглядывает в кулису, где мечется темпераментная испанка.
Для непосвященного зрителя то, что происходит, — катастрофа. «Неужели отменят спектакль?» — в панике думают они. Но театралы понимают, что ажиатация — режиссерский ход, призванный только подогреть интерес публики. Поэтому под руководством испанки дети хором отгадывают кроссворд, незаметно для себя втягиваясь в игру, и тут — о, подарок! — в зал входят музыканты. Квинтет усаживается перед черным занавесом, а успокоенная актриса представляет каждый инструмент, который олицетворяет героев «Пети и волка» — легковерную птичку, коварную кошку, волка, ну и, конечно же, Петю с ворчливым дедушкой и охотников, исполненных куража. Сама же рассказчица остается на сцене и станет активнейшим участником оперного представления и его движущей силой.
Оригинальность постановки, конечно, в визуальном ряде — куклы выполнены в стиле прикольной абстракции от художников флористов и анималистов. И дерево, и животные из яркой проволоки, нарочито небрежно скрученной, но абрис ее дает точное представление об образе — это кошка (ей соответствует фагот), это птичка (флейта), а злобный волчара, проглотивший утку, — не что иное, как моток красной проволоки с приделанной к нему пастью. Сам отважный пионер Петя — как гость из будущего: голова квадратом с большими круглыми глазами, а дедушка его как будто сошел с картинки комикса — тремя проволоками обозначен остов, большой крючковатый нос и красный берет.
У рассказчицы для каждого есть слово и жест, а остроту момента создает ее общение с волком: хищник все время пытается зубастой пастью ухватить ее за шапочку, а та делает вид, что не видит опасности. Естественная реакция детского зала — крик, визг, восторг… Тем более что, как известно, кончится хорошо, и гениальный победный марш в финале — тому доказательство. Эффектная и красивая точка от испанцев на фестивале кукол Образцова. На следующий год Образцовский фестиваль обещает показать нам европейский театр и куклы стран БРИКС.