Объявлены номинанты "Золотой маски": Калягин оценил отходную Минкульта

«Родные мои, я за то, чтобы было больше фестивалей»

25 лет исполняется фестивалю и премии «Золотая маска». Совсем недавно в Министерстве культуры РФ заявили о выходе из числа ее организаторов. Велика вероятность, что будет учреждена альтернативная театральная премия, как у нас любят.

«Родные мои, я за то, чтобы было больше фестивалей»

Александр Калягин выступил программно и эмоционально: «Золотая маска» — дело актеров, критиков, художников, композиторов, постановщиков. Это наше дело. Что касается других премий, родные мои, я за то, чтобы было больше фестивалей. Мы пробили Год театра, в котором будут задействованы все регионы страны. Для нас важно, чтобы он проникал всюду. Есть Чеховский фестиваль, есть фестивали в регионах. Это прекрасно! Фестивальное движение умножается, и пусть это происходит. Скоро опубликуют программу Года театра, и вы увидите, какое масштабное фестивальное движение у нас существует. Все очень хорошо. Театр у нас сильно развивается».

Смотрим список номинантов. Режиссеры, еще недавно числившиеся в среднем поколении, перешли в старшую категорию. Самыми почтенными по возрасту оказались Сергей Женовач и Евгений Марчелли. 92‑летняя актриса Майя Ивашкевич, выходившая еще на сцену Камерного театра во времена Таирова, номинирована за роль второго плана в «Маленьких трагедиях» Кирилла Серебренникова в «Гоголь-центре». В лидерах оказалась режиссер кукольного театра Яна Тумина и художник Кира Камалидинова — они представлены сразу с тремя спектаклями. Самой скромной по числу фигурантов оказалась «Работа драматурга» — пять имен в четырех номинациях. Театры по-прежнему современному слову предпочитают проверенные временем тексты.

Откроют юбилейную «Маску» гастроли БДТ им. Г.А.Товстоногова, отмечающего 100‑летие. В Москву привезут пять его спектаклей. Готовится большая зарубежная программа, куда войдет спектакль Кристофа Марталлера «Знакомые лица, запутанные чувства» в берлинском «Фольксбюне». 27 марта в Большом театре наградят почетных лауреатов «Золотой маски», а 16 апреля на исторической сцене главного театра страны пройдет основная церемония. Первыми впечатлениями от списка номинантов в области балета «МК» уже готов поделиться.

Лидером по количеству номинантов в области балета, как это можно было предсказать заранее, был балет «Нуреев» Большого театра — девять номинантов в семи номинациях. Причины в этом отнюдь не политические, а выдающиеся художественные достоинства самого спектакля. Помимо основной номинации множество частных: лучшая работа хореографа — Юрий Посохов, дирижера — Антон Гришанин, художника спектакля — Кирилл Серебренников, художника по костюмам — Елена Зайцева, художника по свету — Александр Сиваев. И наконец, лучшие актерские работы: в женских ролях не отмечен никто (из балерин от Большого театра на «Маску» номинирована Екатерина Крысанова за партию Джульетты в балете Ратманского «Ромео и Джульетта»; отмечен и сам спектакль), зато у мужчин Большого целых три номинации — Владислав Лантратов за партию Нуреева, Денис Савин за партию Эрика Бруна и Вячеслав Лопатин за партию Ученика. Тут с уважаемым экспертным советом можно поспорить, потому что образ Нуреева у других артистов (Артема Овчаренко и Игоря Цвирко) получился убедительнее. Но показательно единодушие в оценке спектакля.

Вровень с «Нуреевым» по количеству номинантов и номинаций лишь спектакль «Пахита» Вячеслава Самодурова (выдвинуто девять номинантов по восьми номинациям). Как видно, любимец балетного экспертного совета «Золотой маски» хореограф Вячеслав Самодуров и его спектакль «Пахита» по количеству номинаций за счет выдвижения композитора (в редакции Вячеслава Самодурова и Сергея Вихарева у классической «Пахиты» помимо Эдуара Дельдевеза и Людвига Минкуса появился еще один композитор — Юрий Красавин) опередил даже «Нуреева»: у «Нуреева» номинаций только семь. Другой претендент на лидерство — «Щелкунчик» Алексея Мирошниченко (семь номинантов).

Отличилась в этом году и прима Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Оксана Кардаш — в номинации «Лучшая женская роль в балете» она выдвинута дважды: за партию в балете Марко Гекке «Одинокий Джордж» и за балет известнейшего шведского хореографа Александра Экмана «Тюль» (естественно, выдвинуты и сами эти спектакли). Вопросы у критиков возникли к решению экспертного совета не выдвигать в шорт-лист «Маски» сборной программы Большого театра «Пьеса для него»: спектакль под 28‑м номером попал лишь в лонг-лист «Маски». В этом спектакле как минимум четыре выдающиеся работы: балет Андрея Кайдановского «Любовная песня» («Love song») и роли в нем Дениса Савина и Игоря Цвирко, а также выдающаяся пластическая работа Вячеслава Лопатина в балете марокканца Сиди Ларби Шеркауи «Фавн».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27824 от 1 ноября 2018

Заголовок в газете: Калягин оценил отходную Минкульта

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру