«Черная курица» ручной работы: в РАМТе поставили спектакль для детей

Обошлось без нравоучений

Что с нами происходит, когда пороки берут над нами верх? Этим далеко не детским вопросом озаботился Российский молодежный театр (РАМТ) в премьерном спектакле «Черная курица», адресованном детям. Как на него ответили и как реагировали дети, с родителями заполнившие зал до отказа, наблюдал обозреватель «МК».

Обошлось без нравоучений
Фотограф: Сергей Петров.

Сказка «Черная курица» написана участником войны 1812 года Алексеем Перовским, вошедшим в историю литературы как Антоний Погорельский. Язык произведения — соответствующий времени: красивый, литературный, образный, но многие слова вряд ли будут понятны поколению гаджетов. Постановщики учли этот момент и к программке приложили словарик со словами как то: занемочь, неучтиво, империал, розги, чухонка и т.д. В общем, грамотный подход к произведению дидактического характера. Однако никакой дидактики здесь не наблюдается.

Напротив, с первой картины ясно, что «Черную курицу» показывают в театре как кино. Во всяком случае, кинематографический подход к постановке обозначает удивительный питерский художник Эмиль Капелюш: посредством жестких черных кулис на сцене он образует экран. И в нем сначала теневым театром проходят все персонажи — юные воспитанники столичного пансиона, их начальство, а потом они же вместе с главным героем — мальчиком Алешей — и черной курицей возникают, как в театре. Алеша — мальчик хороший, добрый, спасает жизнь обыкновенной курице, судьба которой известна — оказаться в кастрюле чухонки, не имеющей возраста. Но курица из этой замечательной сказки оказывается волшебной и открывает Алеше подземное государство.

Если реальную жизнь мальчишек XIX века режиссер Екатерина Половцева поместила в театральный экран, то жизнь подземная представлена волшебным образом. Причем без использования видео и прочих технологий — завораживающая ручная работа создает таинственный мир. Необычные объекты и конструкции из металла с помощью актеров, помещенных в них, передвигаются в этом мире, а игра света (очень хорошая работа Сергея Васильева) создают особую атмосферу. Глядя на эту красоту, даже удивляешься сознательному отказу постановщиков от технических эффектов, которые с легкостью используют сегодня театры.

В «Черной курице» призваны кукольный, теневой театр, элементы перформативного искусства. И в результате дидактика, заложенная Антонием Погорельским — как должно вести себя детям, чтобы вырасти добропорядочными взрослыми, — воспринимается органично и естественно. Мальчик Алеша, которого подземные жители в благодарность за спасение Чернушки (в подземном мире Министра) наделили волшебным даром, занесся над товарищами и поплатился за свою гордыню. И узнал, что с нами происходит, когда пороки берут над нами верх. Философская история рассказана настолько увлекательно и талантливо, что притихший зал в конце взрывается не только аплодисментами, но и радостными криками, как на стадионе во время футбольного матча.

Можно поздравить как творческую команду, так и актерскую. Роли яркие не только у главных исполнителей — Виктора Панченко (Алеша), Максима Керина (Черная курица, Министр), Алексея Блохина (Учитель, Король), но и у мужскогог ансамбля, изображающего мальчишек и подземных жителей. Что примечательно, на поклонах технического состава, обеспечивающего магическую красоту подземного государства, оказалось чуть ли не вдвое больше, чем работающего на сцене.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27839 от 21 ноября 2018

Заголовок в газете: «Черная курица» ручной работы

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру