Российская картина "Сердце мира" получила гран-при фестиваля в Польше

Светлана Немоляева: «Мне сто лет в обед, а Рустам Хамдамов снял меня в кино»

Картина «Сердце мира» Натальи Мещаниновой получила гран-при 12-го Фестиваля российских фильмов «Спутник над Польшей» в Варшаве. Жюри игрового конкурса  возглавляла режиссер Иоанна Кос-Краузе, весной побывавшая в Москве с фильмом «Птицы поют в Кигали» на фестивале польского кино «Висла».  

Светлана Немоляева: «Мне сто лет в обед, а Рустам Хамдамов снял меня в кино»
Светлана Немоляева с внучкой Полиной Лазаревой.

В состав жюри входили актер Мирослав Ханишевски, тоже представлявший у нас картину «Я-убийца», писатель и журналист Ханна Рыдлевска. Из 18 фильмов они выбрали только четыре. Первый приз присудили якутской картине «Царь-птица» Эдуарда Новикова. Третья премия досталась ученику Александра Сокурова Владимиру Битокову за дебютные «Глубокие реки». Также отмечена работа польского оператора Иоланты Дылевской в «Айке» Сергея Дворцевого. Эта картина путешествует по миру, а в России ее еще не видели.

Жюри документального конкурса в составе режиссера и оператора Кристиана Матысека, монтажера Доминика Ягодзинского и журналиста Малгожаты Стечак, посмотрев 10 картин, первой награды решило не присуждать. Вторую и третью премии отдали «Оскару» Александра Смолянского и Евгения Цымбала о художнике Оскаре Рабине и «Восточному фронту» Андрея Осипова. Диплом вручили видовой картине «Медведи Камчатки. Начало жизни» Ирины Журавлевой и Владислава Гришина.

После фильма «Слоны могут играть в футбол» Михаила Сегала зрители долго не рассходились. Градус дискуссии, иногда превосходившей допустимые нормы, зашкаливал. Особенно отличилась одна немолодая польская зрительница, задававшая слишком откровенные, если не сказать интимные вопросы. Оказалось, что часть зрителей, и не только российского происхождения, хорошо знают предыдущие работы едва ли не самого самобытного нашего режиссера, ценят его незаурядный талант. Михаил Сегал рассказал о том, как возник замысел картины: «Я зашел в цветочный магазин, увидел там человека, примерно такого же возраста, как герой фильма (его сыграл Владимир Машуков). Он выбирал цветы. Предполагается, что мужчина — полный идиот и не знает, чего хочет. И продавец ему что-то советует. Но тут мужчина настойчиво объяснял, что цветы нужны для его дочери. Продавец не обращал на него внимания. Покупатель повторял: «Для дочери». Все это я записал. Мне показалось, что это большая драма: человек хочет рассказать про дочь, которой у него возможно, и нет. Года два эта история оставалась в записной книжке, пока не появились герой и сюжет. Как все остальное пришло мне в голову, сказать трудно. Был азарт, хотелось попробовать новый метод, было интересно рассказать половину истории так, что возникает одна мотивация, а потом все оказывается не так. Причина драмы героя — эгоизм, который не был им вовремя осознан».

Документалист Андрей Осипов в бывших владениях Беаты Тышкевич.

Зрители интересовались, как собрать деньги на артхаус, и заметили, что в титрах фильма Авдотьи Смирновой есть благодарность Абрамовичу.

Светлана Немоляева представляла «Мешок без дна» Рустама Хамдамова. В Варшаву она приехала с внучкой – актрисой Полиной Лазаревой. Немоляева откровенно рассказывает: «Мне сто лет в обед, а Хамдамов меня снял в кино. Такие подарки на старости лет преподносит судьба! У меня началось какое-то возрождение. Поступает много предложений сниматься. И в театре мне сделали подарок к юбилею — я играю со своей внучкой Полиной в спектакле «Бешеные деньги». Мой сын Саша говорит: «Мама, я возмущен твоим возрождением. У меня жизнь теперь на нервах. Ты не можешь посидеть и дня на месте». О своей роли Светлана Немоляева рассказывает: «Я сыграла фрейлину при дворе. Ее сказки воплощаются в жизнь. Рустам Хамдамов даже природу видит иначе. Посмотрите, какие у него необычные лес, озеро, грибы. Да и я там на себя-то не похожа».

Помимо показа фильмов в Варшаве прошло несколько необычных для кинофестиваля мероприятий. Мастер-класс песен юго-западной России, адресованный женщинам, дала певица и филолог Юстына Перник. Единственное требование к желающим поучаствовать в нем – открытость и заинтересованность. Прошел кулинарный мастер-класс. Провела его уроженка Улан-Удэ Женя, рассказавшая и показавшая, что такое бузы – традиционное бурятское блюдо из теста с вегетарианской или мясной начинкой. Занятие сопровождали рассказы про Бурятию и показ фотографий.

Фотограф и журналист Якуб Рыбицки когда-то на велосипеде проехал через озеро Байкал. А недавно побывал на Алтае. Он представил слайды, запечатлевшие путешествие, назвав вечер «На велосипеде через Алтай». В одном из варшавских кафе историк искусства и филолог Михал Шмыко предствил образ Сибири в современной российской фотографии. Мацей Строиньский добрался до Магадана и Охотского моря по Транссибирской железной дороге и на автобусе. Теперь он рассказал о своих впечатлениях, на основе которых родилась книга. Как анонсировалось, он не влюблен в Россию, но он ей не враг, пишет о стране Пушкина, Ленина и Путина. Иногда возникает впечатление, что наиболее повторяющимся у автора чувством является недоверие.

В российском центре науки и культуры в Варшаве прошел диктант по русскому языку, занимающему в Польше третье место по количеству тех, кто его изучает. Участникам акции зачитывался отрывок из русской художественной литературы. Для всех желающих организовали экскурсию по российским местам Варшавы. Приглашали на нее семьями. А экскурсоводом стала магистр исторических наук, аспирантка Варшавского университета Дорота Вальчак. Кинематографистам организовали экскурсию в Вилянов, где расположен один из самых красивых дворцов Польши. Когда-то он принадлежал семье знаменитой польской актрисы Беаты Тышкевич, в послужном списке которой есть картина Андрея Кончаловского «Дворянское гнездо». Беата родилась в Вилянове. Ее мать происходит из рода великих князей Потоцких. По линии отца Тышкевич — графиня. Теперь дворец принадлежит государству.

Канадский фотограф и оператор Кристофер Хервиг не раз бывал в самых сложных и отдаленных точках мира. На «Спутнике над Польшей» он представил выставку «Советские автобусные остановки». В 2002 году Хервиг отправился на велосипеде из Лондона в Петербург и был поражен архитектурой СССР. Он поставил перед собой задачу - сделать хотя бы одну хорошую фотографию за час. И начал снимать автобусные остановки, попадавшиеся ему в глуши. Спустя 12 лет он опять отправился в путешествие и уже целенаправленно искал остановки. Проехал более 30 тысяч километров по постсоветской территории. И вот результат — выставка, на которой представлены самые необычные остановки, создававшиеся в Советском Союзе произвольно, без проектных разработок.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру