На Берлинском кинофестивале показали смерть в Сталино

Семь любящих женщин Брехта и невероятное путешествие в СССР

На 69-м Берлинском кинофестивале что ни день, то все новые и новые образы СССР — вернее, старые, подобные призракам. Советский фон присутствует во многих европейских картинах, Сталин упоминается чаще, чем Гитлер, а Ленин — всегда живой, пристально смотрящий на нас с экрана. Страх и отчаяние рождают в умах наше прошлое и настоящее.

Семь любящих женщин Брехта и невероятное путешествие в СССР
Джеймс Нортон в фильме "Мистер Джонс". Фото: пресс-служба Берлинского кинофестиваля

Польский режиссер Агнешка Холланд, давно уже занявшая почетное место среди классиков европейского кино, поражает своей неутомимостью. После «Следа зверя», показанного два года назад на Берлинале, она успела поработать на нескольких сериалах, включая «Карточный домик». Занимая ключевой пост в руководстве Европейской киноакадемии, Холланд делает все, что в ее силах, для привлечения внимания к судьбам Олега Сенцова и Кирилла Серебренникова.

Ее новый масштабный фильм «Мистер Джонс», созданный в копродукции Польши, Великобритании и Украины, участвует в конкурсе Берлинале. Он основан на реальной истории журналиста из Уэльса Гарета Джонса. В 1933 году этот человек оказался в одном самолете с Гитлером, а потом отправился в Москву, чтобы взять интервью у Сталина. Верил ли он в саму возможность такой встречи — бог весть. Но Джонс сумел рассказать миру о том, что происходит в СССР, когда мало кому в западном мире его правда была нужна. Как бы то ни было, статью о голодоморе на Украине Гарету удалось опубликовать.

До своего 30-летия он не дожил, и эта смерть по сей день окутана тайной. На Донбассе, куда он тайно добрался, его мать три года работала воспитателем в Юзовке, как когда-то назывался Донецк. На тот момент это Сталино — такое название город носил с 1929 по 1961 годы. Но, прежде чем попасть в голодающую Украину, персонаж проведет пару дней в московской гостинице «Метрополь», где жируют заезжие иностранцы и советская номенклатура. Впечатление эти сцены производят жуткое. Тут Агнешке Холланд изменило чувство меры, так что все превратилось в фальшивый балаган. Сливки общества карикатурно едят икру ложками, девицы удивляют голой грудью в духе Шарлотты Рэмплинг в «Ночном портье» (по странному стечению обстоятельств, именно в эти дни актриса посетила Берлинале), высокопоставленные мужи сверкают ягодицами и напиваются в хлам… Понятное дело, что это художественный образ, но слишком уж топорный.

Когда Холланд задали вопрос об архитектуре, имея в виду сталинский ампир, она ответила, что мы имеем дело с художественным произведением, и не стоит все воспринимать буквально. Съемки проходили в Лондоне, Киеве, Бари, так что стопроцентной идентичности быть не может, но это и не страшно. Жаль, что интересный материал утопили в вампуке.

После пьяной оргии Джонс отправится до станции Сталино в вагоне, забитом голодными людьми, и начнет чистить апельсин, на корки от которого люди набросятся как собаки. А герою словно бы отказал разум. Потом он окажется в доме, где царит мертвецкая тишина, потому что хозяева умерли, и их трупы так и лежат на кровати. Жуткая сцена, которая хотя бы не оставляет ощущения балагана и производит сильное впечатление. А потом опять — театр, но уже с детьми, поющими песню про голод и холод и питающимися телом старшего брата Коли, чей труп лежит во дворе. Достаточно было бы лежащих на улицах людей, умерших от голода, — этим все сказано…

Главную роль исполнил 33-летний британский актер Джеймс Нортон, известный у нас по роли Андрея Болконского в сериале ВВС «Война и мир». Он хорош, но ему трудно преодолеть картонную стилистику фильма.

Сталинская тема нашла продолжение в телевизионном проекте «Брехт» старейшего немецкого режиссера Хенрика Брелёра, известного по фильму «Будденброки». Таким образом на Берлинале отдали должное сериалам. Знаменитый драматург и реформатор немецкого театра показан в молодые годы и к концу своей недолгой жизни. Мы увидим его поездку в США, момент создания «Берлинер ансамбля», жизнь в советском секторе Берлина вплоть до смерти в 1956 году. А также визит в Москву, где ему вручат (в 1955-м) Сталинскую премию. Какая это радость была в семье! Как будто он был глух и слеп.

Брехта играют два актера — 37-летний Том Шиллинг и 69-летний Бургхарт Клаусснер. Драматург окажется малоприятным типом, просто монстром, так что непонятно, в чем заключался его невероятный магнетизм, сводивший с ума женщин. «Ходок» он был отменный: соблазнял и бросал, приводил в дом при живой жене молодых пассий. Как расскажет один из ассистентов Брехта, в жизни этого человека было 7 важных женщин. Игровые сцены стыкуются с интервью с живыми свидетелями эпохи. На экране — женщины, сохранившие преданность Брехту до глубокой старости. При воспоминании о нем дамы светятся счастьем.

Самое сильное в этой чрезмерно театральной картине — неизвестная немецкая хроника, запечатлевшая Берлин военной и предвоенной поры, рабочие протесты 1953 года с крутящимся танком, готовым в любой момент перейти к подавлению мятежников…

В 1942 году Брехт с женой-актрисой Еленой Вайгель и детьми прибыл в Москву, на Ленинградский вокзал, чтобы отправиться во Владивосток, а уже оттуда — к берегам Америки. Но этого мы в Берлине не увидели, поскольку показали только начальные и финальные серии.

Брехт напишет «Разговоры беженцев», не утратившие силы до сих пор. Ему принадлежит фраза о том, что невыносимо жить в стране, где нет чувства юмора, но еще невыносимей — там, где без юмора не проживешь…

Кадр из фильма "Золотая перчатка". Фото: пресс-служба Берлинского кинофестиваля

Еще одна картина — «Золотая перчатка» немецкого режиссера турецкого происхождения Фатиха Акина» — связана с реальным персонажем. Серийный убийца Фриц Хонка — большой любитель пожилых проституток и питейного заведения, вынесенного в название фильма, — орудовал в Гамбурге в 1970-е. Расчленяя старух, он мечтает о куске свежего мяса, потому и засматривается на пышущую здоровьем блондинку. С кем только и с чем не сравнивают новый опус Акина — с «Домом, который построил Джек» Ларса фон Триера (о Джеке-потрошителе), с фильмами классика Райнера Вернера Фассбиндера, запечатлевшего Германию 70-х…

Картина — фантасмагорическая, нереальная по стилистике. В исполнении 22-летнего Йонаса Даслера Фриц Хонка похож на пугало. Более удачные персонажи Акина напомнили типажи Аки Каурисмяки, только у финского классика они показаны с любовью, а тут — совсем уж отстойный народец. Вся эта камарилья напоминает скорее о современном закате Европы.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27903 от 13 февраля 2019

Заголовок в газете: Смерть в Сталино

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру