В Музыкальном театре все-таки покажут Нуреева

В Театре им. Станиславского и Немировича-Данченко объявили о планах на следующий сезон

29.04.2019 в 19:21, просмотров: 3534

Если в драматических театрах все еще рассказывают о своих планах на предстоящий сезон на сборе труппы в начале каждого нового сезона, то музыкальные театры постепенно переходят на европейскую систему и информируют о своих планах уже задолго до его начала. Вслед за Большим театром о своих планах на предстоящий сезон на состоявшейся пресс-конференции рассказало и руководство Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Чем же нас порадует первый, после только что отпразднованного столетия, театральный сезон в театре на Большой Дмитровке?

В Музыкальном театре все-таки покажут Нуреева
фото: ru.wikipedia.org
Автор: NVO.

За прошедшие несколько лет, с момента, когда у театра появился новый гендиректор — Антон Гетьман, МАМТ уверенными темпами становится все более и более европейской компанией и первой в России по части современного репертуара.

Наиболее ощутим этот современный репертуар в балетной политике, которую формирует новый руководитель балетной труппы Стасика, экс-этуаль Парижской оперы Лоран Илер. За время его руководства в театре было показано 5 программ одноактных, в основном современных балетов, состоящих из работ таких хореографов, как Пол Тейлор, Александр Экман, Марко Гекке, Охад Нахарин, Йохан Ингер, Триша Браун, Анжелен Прельжокаж.

Политика прививания труппе современного репертуара продолжится и в 101-м сезоне. Так, на весну-лето 2020 года планируется показать новую работу испанского хореографа, худрука Балета Нюрнберга Гойо Монтеро.

«Это очень талантливый хореограф, который постоянно развивается и ищет новые пути. Мне кажется, он умеет работать с большим количеством людей, с кордебалетом, с солистами, именно поэтому я бы хотел, чтобы он поработал в нашем театре», — рассказал Илер.

Год назад этот испанский хореограф успешно поработал с пермской труппой оперы и балета им. Чайковского, за что его балет «Asunder», был номинирован на «Золотую маску». Ни музыка, на которую будет поставлен этот балет, ни даже его название пока не объявляются. Это будет мировая премьера, которую знаменитый балетмейстер поставит специально на балетную труппу Музыкального театра. После пресс-конференции Лоран Илер сообщил «МК», что идти этот одноактный балет будет с другими одноактниками, уже снискавшими популярность у московского зрителя: «Минус 16» Охада Нахарина и «Тюль» Александра Экмана.

Другим, еще более известным хореографом, который поработает с балетной труппой Стасика, будет — Акрам Хан. На сцену Музыкального театра перенесут его балет «Kaash» на музыку Нитин Соуни, а сценографом постановки будет Аниш Капур.

Акрам Хан, соединяющий в своих спектаклях древнюю индийскую пластику и стиль катхак с эстетикой контемпорари, почитается в балете как гуру современного танца. Он лауреат престижной премии Лоренса Оливье этого года и находится сейчас на пике популярности. Еще ранее, чем эту премьеру в Стасике, на Международном фестивале современного танца DanceInversion покажут его балет «Перехитрить дьявола», а в самом конце этого сезона спектакль «Xenos», в котором Акрам Хан завершает свою карьеру танцовщика. На Чеховском фестивале в июле Английский национальный балет покажет эксперимент Акрама Хана с величайшим романтическим балетом XIX века «Жизель». Так что поводов познакомиться ближе с творчеством этого хореографа и в этом, и в следующем сезоне будет предостаточно. Соединят же балет Акрама Хана в Стасике с балетом Килиана «Восковые крылья» и еще одной интригующей премьерой, балетом «Вариации» на музыку Бизе одного из основателей Музыкального театра Владимира Бурмейстера.

На пресс-конференции Илер назвал Бурмейстера «хореографом — символом Театра Станиславского». Маэстро вслед за своей знаменитой редакцией «Лебединого озера» поставил «Вариации» в 1962 году для парижской Гранд-опера и только через два года перенес этот балет на сцену родного театра. Сейчас в афише МАМТ из шедевров Бурмейстера сохраняются лишь «Лебединое озеро», «Снегурочка» и балет «Эсмеральда». Теперь впервые с 60-х годов возвращаются и «Вариации», отрывок из которых уже успели презентовать на гала-концерте в честь 100-летия Музыкального театра. Возобновлять этот балет будет прославленная его исполнительница, сейчас педагог театра Маргарита Дроздова, и такое решение Лорана Илера нельзя не приветствовать.

В следующем сезоне, по сравнению с предыдущими, в Стасике вообще ожидается гораздо больший процент классических постановок. Так же как и в Большом театре, подновят в Стасике и балет «Жизель», с которым театр отправится в следующем сезоне в Канны и покажет его на знаменитой сцене Дворца фестивалей и конгрессов. Возобновление, которое в Стасике покажут уже этим летом, будет осуществлять худрук лично.

«Для меня важно, чтобы балеты классического наследия звучали современно, для того чтобы зрители могли пропускать эти балеты через себя и находить отклик. И для того чтобы сохранять связь с публикой, мне кажется просто необходимым периодически обновлять большие классические балеты. Конечно, в основе также будет лежать хореография Коралли, Перро и Петипа. У меня большой опыт работы с этим балетом. Я работал с Иветт Шовире и другими балетмейстерами. Главное для меня логичность, логичное действие. Костюмы и декорации остаются те же. В конце этого сезона будет небольшая премьера».

Ну а первым полномасштабным балетом, которым откроют сезон, будет нуреевский «Дон Кихот» в роскошных декорациях и костюмах Николаса Георгиадиса. Именно эти дорогостоящие декорации и костюмы стали для труппы Стасика настоящим камнем преткновения. Дело в том, что балет анонсируется театром уже второй сезон подряд, но на реализацию масштабного плана не хватало средств. Теперь руководство, видимо, их изыскало.

«Эти декорации показывают не только эпоху, в которую происходит действие балета, но и вкус Рудольфа Нуреева», — заявил на пресс-конференции Илер. Во время премьеры этого балета в театре будет организована выставка, посвященная жизни и творчеству этого танцовщика.

Балет Рудольфа Нуреева, наставника, учителя и руководителя Лорана Илера в его бытность танцовщиком Гранд-опера, принципиален для француза, к тому же это будет первая постановка балетов Рудольфа Нуреева у нас в стране. Хотя у российских балетоманов нуреевская хореография вызывает неизменный скепсис, на Западе она уже стала абсолютным фактом классического танца. Нуреев считается классиком и фактически создателем классического репертуара, столь же значимым, как, например, у нас Мариус Петипа. Сделанные в собственном вкусе и прежде всего под самого себя, эти редакции (в которых он многое досочинил и изменил) действительно сложны и неудобны для исполнителей. Ко всему прочему они еще и перенасыщены движениями в единицу времени, а иногда находятся на грани хорошего вкуса. И тем не менее именно они, со всеми своими недостатками, прижились во многих странах мира, уравнивают в правах мужской и женский танец и пользуются огромной популярностью как у артистов (многие из них, станцевав Нуреева, не признают никаких других редакций), так и у зрителей.

Редакция Нуреева приходит на смену не слишком удовлетворительной редакции хореографа Алексея Чичинадзе, шедшей в Театре Станиславского уже в течение не одного десятка лет. Однако хореографических сложностей, что будут поджидать танцовщиков в этой версии, как всегда у Нуреева, несравнимо больше, чем в версии, ранее здесь бытовавшей. Так что остается только надеяться на то, что танцовщикам Стасика эта сложнейшая без преувеличений версия «придется по ногам». Поможет поставить Илеру эту версию в Музыкальном театре знаменитая звезда Парижской оперы 90-х годов Изабель Герен.

Из оперных премьер художественный руководитель оперы Александр Титель объявил «Вольного стрелка» Карла Мария фон Вебера (дирижер — Фабрис Боллон, режиссер — Александр Титель), российскую премьеру оперы «Оронтея» (дирижер — Ариф Дадашев, режиссер — Ирина Лычагина), возобновление оперы Жюля Массне «Манон», которую посвятят памяти недавно скончавшегося режиссера Андрейса Жагарса, некогда эту оперу в Стасике и поставившего (дирижер — Феликс Коробов). Обратятся в театре, как всегда, и к жанру оперетты — на Основной сцене будет показан спектакль «Зимний вечер в Шамони» на музыку из оперетт Жака Оффенбаха, Франца Легара, Иоганна Штрауса, Имре Кальмана и других. А откроет сезон опера Игоря Стравинского «Похождение повесы» (дирижер — Тимур Зангиев, режиссер — Саймон МакБерни).

В конце пресс-конференции генеральный директор МАМТА Антон Гетьман рассказал о сформированном у театра в дни празднования 100-летнего юбилея Попечительском совете, в который входят среди прочих руководитель Департамента культуры города Москвы Александр Кибовский, Роман Абрамович, Аркадий Ротенберг, Наталья Тимакова, Полина Юмашева и др., а также о запуске в театре системы продаж абонементов.