Четвертый эпизод «Игры престолов»: серия, возвращающая к истокам

Киноэпопея вновь оправдывает свое название

В ночь на понедельник по московскому времени вышел четвертый из шести эпизодов сериала «Игра престолов», удостоенного более чем двух десятков престижных наград и ставшего одной из самых знаменитых киносаг современности. Если вы опасаетесь спойлеров и еще не смотрели четвертую (а в особенности третью) серию, мы рекомендуем прочитать этот обзор позднее.

Киноэпопея вновь оправдывает свое название
Кадр из сериала / gameofthrones.fandom.com

Немногие ожидали, что Король ночи будет повержен уже в третьей серии. В конце концов, серия книг Джорджа Мартина, по которой снимают сериал, называется «Песнь льда и пламени». Было бы вполне логично, если бы драконы (воплощающие огонь) и нежить (воплощающая зиму и холод), сошлись между собой в финале. И все же сценаристы посвятили этой — казалось, главной — сюжетной линии лишь первые три серии, а по большому счету — одну.

Что, в общем-то, здорово. На мой вкус, центральная сюжетная линия сериала всегда отчасти вступала в противоречие с прочими. Джорджу Мартину, а вслед за ним сценаристам, удалось построить мир, в котором успеха достигают самые умные и хитрые люди, способные использовать свои сильные стороны, предугадывать ходы противника и оборачивать любую ситуацию в свою пользу. Мир интриг, предательств и серых кардиналов.

Но как только дело касалось Короля ночи, все менялось. Событиями словно управляла сама судьба, а не решения, способности и качества героев. Персонажи, которым было суждено сыграть роль в предотвращении вечной ночи, восставали из мертвых (Джон Сноу и Берик Дондаррион) или получали мистические способности (способный видеть прошлое Бран Старк, прозревающая будущее Мелисандра или принимающая любую личину Арья, не говоря о «Неопалимой Матери Драконов» Дейенерис). На их стороне было пророчество, и поэтому казалось, что они не могут проиграть — вне зависимости от того, насколько умен, хитер и дальновиден окажется каждый из них.

Четвертая серия — о временах, когда главные пророчества уже осуществились. Да, можно продолжать спорить, кем станет «валонкар», о котором говорила ведьма Мэгги Лягушка. Можно сомневаться, является ли «принцем, который был обещан» Арья, Дейенерис или Джон Сноу. Но теперь судьбу Семи Королевств решают не боги, а люди. И конфликты между ними, забытые на время сражения с «абсолютным злом», вновь выходят на первый план.

На всякий случай предупредим еще раз: если вы не смотрели четвертую серию, читать этот тест дальше не следует, поскольку в нем вам повстречается немало спойлеров.

В новой серии по обе стороны баррикад сражаются люди, и после того, как Дейенерис потеряла половину армии в предыдущей битве, ее силы оказываются сопоставимы с силами противника. Впрочем, отныне военная мощь — далеко не единственный фактор. Брон действует за спиной Серсеи, а Варис, вопреки всем данным ранее обещаниям — за спиной Дейенерис. Санса немедленно нарушает обещание, данное Джону. Тем временем, сам Джон Сноу, чья тайна происхождения, по словам того же Вариса, «больше не тайна, а информация», разрывается между собственной сестрой и той, кого он признал своей королевой. Похоже, не может окончательно выбрать сторону в войне и Джейме Ланнистер.

По-настоящему отбросили разногласия разве что некоторые персонажи, вражда между которыми никогда не была политической — например, Арья и Пес, бок о бок отправляющиеся в Королевскую гавань. О своих целях они не говорят, но можно предположить, что первой нужна голова королевы Серсеи, а второму — голова собственного брата, Григора Клигана, или того, кем он стал.

О том, что магия и судьба отходят на второй план, а решения людей выходят на первый, говорит многое. Никто не заставляет Джона рассказать Сансе и Арье мистическим образом полученную информацию о своих настоящих родителях — Бран подчеркивает, что выбор должен сделать сам новоявленный Эйгон Таргариен. В свою очередь, Давос отмечает, что Владыка Света «отстал» от людей, наигравшись в свои игры.

Серсея - не сверхъестественное существо, возглавляющее орду мертвых. Она человек, а значит, с ней (хотя бы теоретически) должно быть можно договориться, что и пытается, в очередной раз, сделать Тирион. Возможно, собственный будущий ребенок — действительно единственный возможный рычаг влияния не нее, однако на момент, когда Тирион пытается разыграть эту карту, кажется, что именно Серсея выигрывает войну. Сама действующая королева стремится не только побеждать Дейенерис в битвах, но и заручиться поддержкой народа. Для этого она пытается спровоцировать завоевательницу на убийство невинных, чтобы та показала свое «истинное лицо». Дейенерис, в свою очередь, стремится упрочить собственные позиции, провозгласив Джендри, бастарда Роберта, Баратеоном и лордом Штормового предела.

К слову, недавний эпизод не только возвращает игру престолов в «Игру престолов», но и в некоторых аспектах пересекается с самым первым эпизодом сериала. Серсея снова пытается укрепить свою власть, выдавая сына от Джейме за ребенка от своего мужа, а Баратеоны и Старки снова едва не скрепляют свой союз брачными узами, как мечтал король Роберт, — пусть на этот раз к подобному союзу оказывается не готова Арья.

Хотя некоторые зрители до начала сезона предпочитали верить, что у Короля Ночи есть шансы победить в войне, большинство сомневалось, что сценаристам хватит смелости на такую концовку. Однако теперь действительно сложно однозначно сказать, чем сериал завершится. И это хорошо.

Читайте материал «Санса из "Игры престолов" тайно и бюджетно вышла замуж»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру