Актрисам-активисткам не понравилась курица без головы

В Сочи Юсупу Разыкову пришлось ответить за «Керосин», свиней и останки птицы

11.06.2019 в 15:36, просмотров: 3694

На Открытом российском кинофестивале прошла премьера фильма «Керосин» Юсупа Разыкова. Снимался он в деревне Никульское под Ярославлем, в местах, где родилась первая женщина-космонавт Валентина Терешкова. Именно она всякий раз бросается на защиту многострадального Ярославского театра драмы им. Федора Волкова, где работает исполнительница главной роли Елена Сусанина. В 85 лет она впервые сыграла главную роль в кино.

Актрисам-активисткам не понравилась курица без головы
Ярославские актеры Елена Сусанина и Валерий Маслов.

В скромном деревянном доме у трассы живет старушка. Ведет свое скудное хозяйство, заботится о поросенке, а потом и об огромной вьетнамской свинье в черных пятнах. Не только героиня сидит на скромном пайке, но и авторы фильма. Проект независимый, родившийся стихийно, так что к помощи государства и прибегать не стали. Надо было срочно снимать, а не ждать – дадут денег или нет, признают общественно значимым «Керосин» или не признают. Как сказал, представляя картину, Юсуп Разыков, снимались у него возрастные актеры, поэтому создается впечатление, что фильм снят на их пенсии.

На съемках, где когда-то удалось побывать и обозревателю «МК», роскошествовала только вьетнамка. В корыто ей подбрасывали эклеры. Обычную картошку она есть не желала.

Валерий Маслов, уже знакомый нам по картине Разыкова «Турецкое седло», дебютировал в кино два года назад, когда ему было 62 года. Теперь Елена Сусанина, разменявшая девятый десяток, стала дебютанткой. У дома, где живет ее героиня, вахту несет ее покойный муж, напоминая стража Галактики или Призрак отца Гамлета. Его герой умер 20 лет назад, но продолжает держать все под контролем. Лицо у него восковое. Видно, что давно он жилец другого мира. А вдова выполняет его распоряжения, которые он посылает с небес, - накормить и напоить дальнобойщиков (он и сам когда-то им был), вырастить свинью. Елена Ивановна Сусанина тоже потеряла мужа, но ощущает его присутствует, так что роль Павлы была ей близка.

Самые впечатляющие кадры, где кара божья настигает парней, совершивших преступление. В этот момент и с ними произойдет фантастическая метаморфоза, и явится как фантом герой Маслова – хранитель дома. И еще одна мощная сцена: Павла в черном платке одиноко стоит на остановке, ее благородный профиль на фоне неба контрастирует с тем, о чем она еще не знает. А ждет ее беда, страшнее которой нет ничего.

После премьеры Юсупа Разыкова засыпали расспросами про судьбы домашних животных. Поскольку он узбек, то интересовались: не греховное ли животное свинья с точки зрения мусульман.

Фильм на многих произвел сильное впечатление и безысходностью российской действительности, провинциальной тоской, и внутренним светом героини. Надо же, самую русскую картину снял узбек – говорили люди. «Меня вчера спрашивали: «Правда, что ты узбек?» Так что я даже сам засомневался, узбек ли я» - рассказал Юсуп, Он вырос в семье, где было шесть женщин – мама, бабушка, четыре сестры. Так что женскую природу хорошо чувствует. А в фильме - три женских поколения: бабушка, мать и дочь. А счастья, кажется, нет.

Теперь продюсеры (они оказались героическими и прозорливыми людьми, лишенными корысти, поскольку поддержали проект, который не сулит никакой прибыли) вспоминают, как проходила первая встреча режиссера с актрисой, еще только предполагавшейся на главную роль. Елена Ивановна Сусанина появилась в бриджах, была бодра и энергична. Но по мере знакомства со сценарием, видением режиссера, начала стареть на глазах, превращаться в бабушку. Юсуп этого не заметил, поскольку воплощал в жизнь заветы своего вгиковского учителя – легендарного сценариста фильма «Москва слезам не верит» Валентина Черных. А он советовал: «Ври как можно больше, пока слушатель не спит». И Юсуп рассказывал Елене Ивановне о фильме: «Мне не нужна печальная, страдающая бабушка. Нужен петушок, радующийся жизни». Она слушала и все тонко и точно сделала. Но это их вторая встреча с Юсупом. В его «Турецком седле» она сыграла героиню, которая сдает квартиру под порно-студию.

«У нас в Ярославле теперь часто снимают кино, - говорит Елена Ивановна Сусанина. - Нас иногда приглашают на малюсенькие эпизоды. Я снималась в фильмах «Большие деньги» и «Аритмия», где сыграла бабушку в эпизоде про травку, которую надо принимать, но мою сцену вырезали. Когда снималось «Турецкое седло», кто-то не пришел на площадку. Меня срочно пригласили прийти на час. Я произнесла фразу из трех слов, ее быстро сняли. А через год меня опять пригласили на беседу. О большой роли в кино даже не мечтала. В Театре я давно работаю. Была актрисой, а когда пенсия подошла, не хотелось играть «кушать подано». И я пошла в театральный институт. А потом вернулась в театр и 25 лет проработала завтруппой ярославского театра. Но и в спектаклях участвовала, произносила слова: «Хороший мальчик» или «Да на вас креста нет». В «Хануме» у меня роль без слов. Моя Сулико немного умственно больна, и зрители это хорошо воспринимают. Иногда за три дня предлагают войти в спектакль».

После премьеры девушки, представившиеся актрисами, сказали, что помимо этого занимаются еще и защитой животных. Их интересует, не пострадала ли хотя бы одна курица во время съемок. Герой Валерия Маслова откручивает одной наседке голову. Сам актер говорит, что кур на площадке не убивал. Юсуп Разыков заявил: свиньи не пострадали, останки курицы, оторванная голова которой появляется на экране, отвезли в церковь. Интересно, что огромную вьетнамку, хозяин и не собирался принимать от группы назад. Думал, что после съемочного дня кинематографисты ее отправят на шашлык. Но всю домашнюю живность передали в пользование хозяину дома, где проходили съемки. А вот стресс у вьетнамки был. Она дрожала как осиновый лист, когда ее на глазах у обозревателя «МК» доставили на площадку. Большое количество чужих людей, яркий свет от осветительных приборов испугал неопытную кинодебютантку.

Любопытно, что два года назад на Забайкальском кинофестивале под обстрел попало «Турецкое седло». Активистки Читы, воодушевленные наездами на «Матильду», ринулись в бой. Не понравилось им, что герой- пенсионер полюбил молодую девушку. Пошли жалобы в дирекцию фестиваля, а Юсупа Разыкова взяли в кольцо и призвали к ответу. Теперь вот курица разожгла воображение последовательниц движения Me Too, жаждуших всенародной славы.