Театральные менеджеры сошлись в Вахтанговском

Лауреата премии театральных менеджеров уволили из родного театра в Магнитогорске

11.12.2019 в 16:09, просмотров: 6672

Фестивали теперь устраивают не только режиссеры-новаторы, не только известные или начинающие артисты, а также независимые труппы. Фестиваль театральных менеджеров (ВФТМ) впервые прошел в Москве, платформой которого стал, пожалуй, самый успешный российский театр — имени Евгения Вахтангова. Только число участников говорит об актуальности такой профессиональной встречи: на форум приехали 450 театральных управленцев из 270 муниципальных и 50 частных учреждений культуры, 11 000 следили за работой коллег в столице в режиме онлайн.

Театральные менеджеры сошлись в Вахтанговском

— Это фестиваль лучших практик в области театрального менеджмента, — рассказывает директор Вахтанговского и, по сути, главный идеолог фестиваля Кирилл Крок. — И наша задача — привлечь молодых менеджеров, тех, кто только пришел в профессию, кто горит желанием работать в театре и развивать его.

В центре фестиваля не теория, а только практика. Работа, четко организованная молодой командой Натальи Сергиевской, проходит в Вахтанговском, Большом театре, в «Мастерской Петра Фоменко», в Сколкове. Среди спикеров — председатель Комитета Госдумы РФ по культуре Елена Ямпольская, директор РАМТа Софья Апфельбаум, ректор ГИТИСа Григорий Заславский, начальник Управления Президента по общественным проектам Сергей Новиков, а также представители государственных и частных театральных организаций из России, а также Казахстана, Германии и Болгарии.

Кульминацией ВФТМ стала презентация театральных проектов, вошедших в шорт-лист конкурса. Десять театральных менеджеров (всего было подано 49 заявок) в возрасте до 40 лет защищали наиболее интересные темы и проекты. Выступления некоторых сопровождались такими аплодисментами, которых порой не удостаиваются и артисты. И вот результаты «защиты» — три финалиста Первой Вахтанговской премии в области организации театрального дела для молодых специалистов (составила 100 000 рублей). Ее обладателями стали Андрей Стрельцов (Иркутск), Мария Руднева (Ижевск) и москвич Федор Елютин (проект Remote.Moscow-2017–2019). Специальной премией руководителя ВФТМ отмечена Дарья Меньщикова из Магнитогорска.

— За что конкретно награждены победители? В чем исключительность их проектов?

— Скажем, в Иркутский театр кукол был назначен молодой директор Андрей Стрельцов, и буквально за два неполных года он сумел сделать ремонт, провести структурную перестройку, выпустить несколько громких премьер и получить премию России в области театрального искусства для детей, значительно увеличил доход от уставной деятельности, его бюджетное финансирование. А у театра даже сайта не было. Но команда Стрельцова запустила сайт, начала активно развивать социальные сети, создала информационное поле вокруг театра. И теперь на слайдах мы видим другое фойе, другой зрительный зал.

— Может быть, молодому директору просто дали большие деньги?

— Скажу две важные вещи: первое — надо сделать так, чтобы тебе эти деньги дали, а второе — бюджетные средства надо уметь использовать, чтобы не было потом уголовных дел. Уметь работать не через обналичивающие фирмы-однодневки, а через открытые аукционы, чтоб подрядчики не слились, не украли бюджетные деньги. Мы же знаем немало случаев, как фирмы выигрывают контракты на строительство и ремонт театров, а потом их ищи-свищи. Я сам через это проходил. А тут все реализовано, живая практика.

Или второй лауреат — Мария Руднева из Ижевска. Театр там работает в старом кинотеатре 18 лет. Ребята от муниципалитета и города в общей сложности получили всего 700 тысяч рублей и, прибавив к ним накопленные за последние годы работы восемь миллионов рублей, своими силами, потратив деньги только на материалы, сделали ремонт в этом кинотеатре. А он маленький, гримерки находятся даже не в здании, а в хозяйственных ангарах, так что артисты по улицам в костюмах бегают. Но такова театральная реальность российской провинции.

У нас согласно положению три премии, — продолжает Крок, — но когда я послушал проект Дарьи Меньшиковой из Магнитогорска (она зам. директора в местной драме), то был поражен. Театр два года уже стоит на ремонте — и конца края ему не видно. Играют выездные спектакли по школам, где-то еще. Но Даша договорилась с тремя городскими кафе, чтобы те бесплатно театр пустили играть. Она убедила директора и главного режиссера выделить крохотные деньги на новые постановки для детей и взрослых, и сегодня это три самых востребованных спектакля. Но самое удивительное тут — реакция руководства: когда дирекция узнала, что Даша собралась в Москву на Вахтанговский фестиваль, да еще прошла в десятку финалистов, то ее фактически вынудили уволиться перед самым отъездом. Получая премию, она мне об этом с грустью сообщила.

— Прошел первый форум. Какие позиции в работе театральных управленцев оказались наиболее востребованными?

— Сейчас все больше в театр приходит Интернет: позиционирование театра, работа в соцсетях, с билетами, привлечение своей аудитории, расширение ее. И наша задача состоит в том, чтобы дать конкретный инструментарий в работе. Наш форум как раз отличается от подобных тем, что мы не даем никакой теории — только практика, причем во всех направлениях управленческой деятельности — все буквально пошагово. И надо сказать, что все участники делились своими наработками, никто не делал секрета из своего опыта. И в этом сила театрального сообщества, мы не боимся здоровой конкуренции.

— Вахтанговский театр стал платформой этого форума, объединившей, по сути, всю театральную Россию. Но у вас-то у самих все в порядке. Зачем вам эта головная боль — организация, прием огромного количества людей и так далее?

— Мы очень много ездим по стране с гастролями, и я вижу, в каком состоянии находятся театры. Мне так становится горько и обидно не только от вида обшарпанных стен и что в театр страшно порой войти — это полбеды. А я вижу обшарпанность управленческого аппарата, какая там стагнация, безразличие к своему театру. Я очень хочу, чтобы мы подтолкнули новое поколение быть активным, действовать и добиваться.