В Екатеринбурге завершился конкурс актерской песни

«Ласточка» пролетела мимо коронавируса

Один из последних фестивалей на территории России, который не попал под «санкции» коронавируса, состоялся в Екатеринбурге. Это фестиваль-конкурс актерской песни с веселым названием «Пой, ласточка, пой!». Второй по счету, он собрал более 80 молодых актеров из разных регионов России. Прослушивание в местном Доме актера шло два дня, в финал вышли 15 конкурсантов. Обозреватель «МК» поработал в жюри этого интересного конкурса.

«Ласточка» пролетела мимо коронавируса
Эксклюзивный номер: поем в масках.

Любите ли вы актерскую песню, как люблю ее я? И не только я. Еще бы: еще в 1990 году, когда страны СССР уже не было, а страна Россия искала новый путь, на Малой сцене московского «Ленкома» состоялся первый конкурс имени Андрея Миронова. У истоков его стояли именитые артисты, музыканты, поэты, режиссеры: Николай Караченцов, Владимир Дашкевич, Юрий Саульский, Юрий Васильев, Лариса Голубкина, Елена Камбурова, Юрий Ряшенцев, Евгений Гинзбург, Маргарита Эскина. Благодаря им конкурс стал фестивалем с международным статусом и просуществовал аж до 2007 года, пережив вместе со страной все политические и экономические катаклизмы. Его принимали такие театральные площадки, как концертный зал «Россия» (ныне «Зарядье»), «Сатирикон», Театр сатиры…

После того как Николай Караченцов попал в автокатастрофу и сошел с дистанции; после того как ушли из жизни некоторые из членов жюри — мы красиво закрыли фестиваль в «Театриуме на Серпуховке». Но зерно, брошенное в землю, проросло, дало всходы: после небольшого антракта актерская песня возродилась с новой силой. Конкурс «Пой, ласточка, пой!» на Урале инициировал местный театральный институт, его поддержало местное правительство.

Итак, Екатеринбургский дом актера, где проходят конкурсные прослушивания. Суета, артисты с музыкальными инструментами, костюмы носят туда-сюда… В жюри — лауреаты мироновского конкурса разных лет: актеры Лилия Шайхетдинова и Дмитрий Хоронько, поэт и драматург Сергей Плотов, Игорь Портной, актер мюзиклов, живущий и работающий в Канаде. А на сцене — студенты, начинающие актеры, есть и с большим опытом, которые решили попытать счастье на песенном конкурсе. Надо сказать, проиграли молодым.

Что происходит с актерской песней сегодня? Что ж, екатеринбургская «Ласточка» это очень четко показала. Сначала — о главном. Артисты, участники конкурса, часто не могут определиться с системой координат: что это такое — актерская песня? Ее часто путают с поп-культурой, меньше — с роком или с джазом. Но выиграл тот, кто, используя то или иное направление в музыке, превратил песню в маленький спектакль.

Актеры не унывали.

Гран-при фестиваля увезла в Нижневартовск Ольга Горбатова из Городского драматического театра. Она отлично работает с формой, экспериментирует. Свой костюм превратила в экран, на который шла проекция во время исполнения песни. У Горбатовой — красивый, свободный голос, свободная манера импровизации.

Зажгли студенты театрального института Екатеринбурга (3-й курс, педагог Андрей Русинов): они смонтировали песню «Ах, мамочка, на саночках…» со шлягером квартета АBBА, к тому же перенеся ее в условия школьной дискотеки. У них — первое место. На втором — «Трое» из маленького городка Озерска. Ребята вышли на сцену в медицинских масках — это был единственный экивок в сторону коронавируса, но не о нем речь. А клятва Гиппократа на мотив песни «Сережка ольховая…» оказалась смонтирована с итальянской классикой.

Примечательно, все победители — из дальних регионов, что доказывает одну непреложную истину: в России чем тяжелее социальные условия, чем дальше от столицы, тем активнее и интереснее работают люди. «Ласточка» в качестве лауреатов также выбрала Марину Семенову из Южно-Сахалинска, Ольгу Новицкую из Ульяновска, Марию Свежинскую из Ярославля и Татьяну Смирнягину из Екатеринбурга. Спецдипломами отмечены три актрисы театра «Желтый квадрат» (Екатеринбург) и Надежда Костюк из Омского театра для детей и молодежи.

После последнего конкурсного дня беседуем с организатором трехдневного актерского песенного марафона Андреем Русиновым. К слову сказать, организацией занимались студенты, и выполнена она была на отлично.

— В свое время со своими студентами я участвовал в Фестивале актерской песни им. Андрея Миронова в Нижнем Новгороде. И подумал: почему бы здесь, в центре России, не сделать такой конкурс? Тем более что они вокруг сами возникают: в Челябинске (конкурс Шульженко), в Перми, в Тюмени, но там академический вокал.

— Вы работаете с молодым поколением актеров. Как вы считаете, этот жанр востребован у них?

— Никакого нафталина! Благодаря конкурсу ребята знакомятся с песенным творчеством: взять хотя бы песню «Ах, мамочка, на саночках…», которую мы соединили с хитом АВВА — результат потрясающий. Причем сделали ее за три дня: я предложил идею, аранжировщик (она же концертмейстер) за вечер сделала, и начались репетиции.

— Местная власть поддерживает конкурс?

— Нас поддерживают правительство и министерство культуры Свердловской области. Очень хотелось бы на базе конкурса сделать такой Центр актерской песни в Екатеринбурге, чтобы как бы очистить само понятие «актерская песня». Вы же видите, с какими «резиновыми» фонограммами приезжают молодые актеры, не понимают сути…

— Что такое актерская песня с точки зрения XXI века?

— Все равно это маленький спектакль. В этой песне что-то должно происходить, в трехминутной композиции. Петь все могут — на программе «Голос», на других шоу, — а просуществовать в песне, даже не обладая особыми вокальными данными, могут только актеры. Несмотря на всю кажущуюся простоту, актерская песня — это сложный жанр.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28221 от 20 марта 2020

Заголовок в газете: «Ласточка» пролетела мимо коронавируса

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру