Мировая премьера прошла в США на фестивале «Сандэнс», где фильм получил награду за лучший монтаж. Потом была международная премьера на Берлинском кинофестивале в программе «Панорама-док» с последующей наградой - призом зрительских симпатий. На крупнейшем документальном фестивале в Салониках совсем недавно «Добро пожаловать в Чечню» получила гран-при «Золотой Александр». Мы поговорили с российским участником картины Аскольдом Куровым.
- Как вы попали в этот проект?
- Режиссер Дэвид Франс прочитал в «Нью-Йоркере» статью о том, что происходит в Чечне, и сразу же захотел снимать об этом фильм. Поскольку сам не мог сразу приехать, начал искать оператора в России. Ему порекомендовали меня. В 2014 году мы с Павлом Лопаревым сняли фильм «Дети- 404» о ЛГБТ-подростках в России, который был показан по всему миру, в том числе и в Нью-Йорке. Дэвид видел его и обратился сначала к Павлу, а он рекомендовал меня. Мы с Дэвидом стали общаться, и я до его приезда начал снимать, а потом мы уже вместе продолжили работу.
- Как вы работали с лицами своих героев, меняли одни на другие?
- Это уже происходило после того, как фильм был смонтирован. Изначально идея Дэвида о том, что можно этих людей в принципе снимать, казалась совершенно немыслимой. Они же скрывались, боялись, что обо всем узнают их родственники. Они тайно покидали Россию, были напуганы и травмированы. Казалось, что им точно не до фильма, но Дэвид верил, что это необходимо сделать и сумел убедить наших героев в том, что это важный документ для правосудия. Он дал слово, что полностью изменит внешность героев так, что их невозможно будет узнать. Приступая к работе, мы еще точно не понимали, какая технология будет использована. Были разные варианты. Например, анимировать героев. В итоге применили технологию deep fake. Она впервые применена в кино. До этого использовалась в роликах в качестве приколов.
- Как это происходило?
- Больше 20 человек в Нью-Йорке, в основном, активисты, согласились предоставить свои лица в качестве щитов для героев. Их сняли в студии с разных ракурсов, оцифровали особым образом, а потом с помощью искусственного интеллекта наложили на лица наших героев так, что лица дублеров полностью повторяли их мимику и движение глаз. Таким образом, сохранялась человечность, которой не удалось бы достичь с помощью анимации. Для зрителей это подмена не имеет особого значения, поскольку они не знают, как выглядят настоящие герои. Они видят все эмоции, которые эти люди проживают.
- У тех, кто подарил вам свои лица, были опасения?
- Какая-то доля риска и героизма есть в их поступке. Они живут в Америке. Не думаю, что их станут преследовать за то, что они в принципе участвовали в фильме. Надеюсь, что они в безопасности.
- Вы видели фильм Скорсезе «Ирландец»?
- Видел. Там абсолютно та же технология, за исключением того, что на лицо Де Ниро накладывается лицо самого актера, но в более молодом возрасте. А в нашем фильме – это совсем другие лица.
- Какой был отклик в Чечне?
- Мы пока не слышали никакого отклика. Был только сюжет на телевидении. В нем участвовала чеченская правозащитница, которая, по ее словам, пыталась проверить факты, но не нашла подтверждений того, что кого-то преследовали. К такому выводу она пришла на основании того, что не видела никаких заявлений в следственном комитете. Хотя есть заявление Максима Лапунова – единственного, кто отважился его написать. Его семье пришлось покинуть Россию.
- Снимали в основном в Москве или в Грозном?
- Я в Чечню не ездил, но Дэвид с другим оператором побывал там, в фильме есть эпизод - один из самых сильных - когда эвакуируют девушку.
- Что вы будете делать дальше уже как режиссер?
- Я монтирую еще один фильм про Олега Сенцова, который снимал в 2018 году. Это история о том, как его друзья и коллеги в то время, когда он ушел на голодовку, желая его поддержать, дать надежду и работу, организовали съемки фильма по его пьесе «Номера». Олег режиссировал из колонии удаленно через адвоката, писал подробные письма с указаниями для актеров, художников, операторов. Он утверждал кастинг, костюмы и декорации по фотографиям. В Киеве на студии все это обсуждали и по его указаниям работали. А я снимал сам процесс съемок в Киеве, встречался с Олегом в Лабытнаги, когда ездил туда с его адвокатом.