Фотобиеннале-2020: от цветов врачам к городу теней

В Мультимедиа Арт Музее открылось восемь новых выставок

Фотобиеннале-2020 стартовала этой весной, но из-за карантина растянулась до осени. И вот теперь, после вынужденного перерыва, в Мультимедиа Арт Музее — серия знаковых премьер. Выставки очень разных авторов складываются в единый визуальный очерк о времени перемен, которое сейчас переживает человечество.

В Мультимедиа Арт Музее открылось восемь новых выставок
Мари Катаяма, выставка «Некоторый беспорядок».

Серия премьер в Мультимедиа Арт Музее начинается с проекта «Цветы врачам», который не только призван помочь больницам с оборудованием (работы будут проданы на благотворительном аукционе), но и приглашает к разговору о состоянии отечественной медицины. В холле музея перед зрителями в несколько рядов предстают работы известных художников и просто неравнодушных людей, созданные во время самоизоляции в знак поддержки и признательности тем, кто спасал жизни, не думая о себе. Это красочное, яркое, позитивное «спасибо» выбивается из общего контекста других проектов. Оно — как тот самый рассвет, который следует за самой темной ночью.

Человеческий сумрак Алексея Титаренко.

— На флешмоб #цветыврачам откликнулось более миллиона человек, и я очень этому рада, — рассказывает директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова. — Но хочется, чтобы о проблемах врачей говорили все время, а не только сейчас, в связи с пандемией. Статистика показывает, что стало больше заявок в медвузы — на 40%. Вопрос, останутся ли люди, которые сегодня решили посвятить себя медицине, в профессии потом. Ведь зарплата врачей и сестер за пределами Москвы и Петербурга составляет 15–20 тысяч. Ковидные выплаты — это хорошо, но они не спасают ситуацию целиком. Сегодня эпидемия закрыла все границы, и надо думать о своей медицине. Человек, который делал мне перевязку, когда я лежала в больнице, шесть дней не уходил с работы. Потому что он работает по нескольку смен, чтобы прокормить семью. Так не должно быть.

Петербург в объективе Алексея Титаренко.

Проект «Цветы врачам» обозначает конкретную проблему, о которой стоит думать здесь и сейчас. И от нее — двинуться к осмыслению всей переходной ситуации нашего времени. Искусство все предвидит, и по выставкам, многие из которых готовились еще до пандемии, легко это почувствовать. Так, проект «Город теней» фотографа Алексея Титаренко очень точно попадает в нерв времени. На его черно-белых фотографиях, сделанных с длинной выдержкой, люди сливаются в единую серую массу. Можно уловить отдельные движения рук или ног, но толпа словно растворяется в городе. От личностей и фигур остаются лишь ускользающие тени. Вглядываясь в серии фотографа, созданные в четырех разных местах — Петербурге, Венеции, Гаване, Нью-Йорке, — можно почувствовать разное настроение этих городов. Ближе всего к ощущениям сегодняшнего дня — Петербург, запечатленный Титаренко в 1990-е годы, в тот самый момент, когда люди после развала Советского Союза не знали, что будет дальше, когда мы стали тенями самих себя… Но переходность, повисший в воздухе вопрос о прошлом и будущем, чувствуется и в портретах романтической Венеции, бедной Гаваны и стильного Нью-Йорка.

Подводный пейзаж Николя Флока.

Завершающим штрихом к картине мира, полного перекосов и парадоксов, становится выставка работ из коллекции Антуана де Гальбера. «Некоторый беспорядок» — очень точное название как для самой экспозиции, так и для всего этюда в серых тонах, рисующего наше «здесь и сейчас».

Америка в объективе Митча Эпштейна.

На выставке много странных персонажей. Открывает экспозицию фото Мари Катаямы, которая родилась с редким заболеванием — тибиальной гемимелией, которая останавливает рост и развитие костей в конечностях. Левая рука Мари напоминает клешню краба, а ноги ампутированы. Врожденный недуг девушка превращает в свою «изюминку»: ходит на протезах с интересными узорами, не стесняясь своей уникальности. Она действительно выглядит стильной и красивой, тем самым доказывая, что болезнь еще не значит ущербность — напротив. Мари участвует в разных преферансах как художник, используя свои особенности для художественных высказываний, она стала звездой прошлой Венецианской биеннале. Рядом — фото еще одного художника с необычной внешностью: это Тулуз Лотрек, который отличался маленьким ростом, что не помешало стать ему великим художником.

Тулуз Лотрек, фото с выставки «Некоторый беспорядок».

Проходя по выставке, мы сталкиваемся с самыми разными странными персонажами — с какой-то обыденной шизофренией человечества, которая, возможно, в той или иной степени присутствует в каждом из нас. А между этими необычными героями возникает космос: снова взгляд в вечность и в то же время — в человеческий сумрак, например, в виде точной фотографии Млечного Пути Фрэнка Элмора Росса…

Атлас Млечного пути.

Выставки проходят при поддержке МТС и MasterCard.

Фотография Сергея Чикилова.