Нью-йоркский художник Дэвид Датуна прославился на международной арт-сцене еще в 2000-х. С тех пор его имя с завидной регулярностью всплывает в новостях. И дело не только в самих арт-объектах (художник работает в собственном, хорошо узнаваемом стиле), но и в астрономических суммах, за которые они продаются. Например, в 2011 году за 269 000 долларов был продан портрет Владимира Путина «Путин — Мона Лиза», а инсталляция «Стив Джобс» – за 210 000 долларов. В 2012-м портрет супермодели Натальи Водяновой «Водянова-Любовь миллионов» был продан представителю «Газпрома» за 600 000 евро.
Сам Дэвид говорит, что искусство должно быть еще и познавательным и являлось частью воспитательного процесса человека. Интересно, что формы такого воспитания Датун выбирает отнюдь не хрестоматийные. Например, в декабре 2019 года на выставке современного искусства «Арт-Базель» в Майами-Бич Датун съел работу другого художника. Экспонат назывался «Комик» и представлял собой банан, приклеенный к стене монтажным скотчем. Видео поедания банана Датуна выложил в инстаграм.
«Я уважаю Маурицио, но это арт-перформанс «Голодный художник». И это очень вкусно», — сказал он. До этого работа уже была продана за 120 тыс. долларов. Позже банан заменили и огородили. «Банан — это идея, так что Датуна не уничтожил произведение искусства», — сказал тогда представитель галереи, которая работает с Маурицио Каттеланом. По его словам, работа может считаться подлинной, пока на нее есть сертификат.
Позже сам арт-провокатор признался, что был готов пару дней посидеть за решеткой за такой перформанс. «Я ожидал, что могу быть арестован и попаду под суд, – признался Дэвид спустя два месяца. – Я к этому основательно подготовился: позвонил своему адвокату, приготовил необходимую сумму денег, чтобы внести залог. И еще нарочно надел старые джинсы, потому что понимал, что если меня арестуют в пятницу, то в тюрьме мне придется просидеть минимум до утра понедельника. В общем, да, я был максимально к этому подготовлен и морально, и материально. Но я не боялся этого суда и точно понимал, что делаю».
Но одно дело банан, а совсем другое – тело вождя. Масштабы разные. Однако и эта, пока еще не воплотившаяся в жизнь идея, – тщательно продуманная общественная акция. «Для меня искусство должно иметь социальный смысл», – говорит художник. Смысл арт-объекта он объясняет «значительными изменениями в США, которые выражаются в движении общества к социал-коммунистическим преобразованиям». А Ленин и Мавзолей – наиболее яркие символы перемен, «запрос на которые в 2020 году в США особенно высок и все чаще обсуждается в преддверии выборов президента».
Впрочем, художественный разговор о переменах Датуна заводит не в первый раз. Еще в начале августа он открыто поддержал протестное движение в Беларуси и посвятил одну из последних своих работ (бело-красно-белый флаг, выполненный в собственной технике) белорусскому народу.
«И вы, Великий и красивый народ Беларуси верьте, что свобода восторжествует, добро победит зло, все тайное всегда становится явным. По другому просто не может быть. За свободу! За вас! За ваше, а значит и за наше будущее! Я вами горжусь, я вас слышу!» – написал художник на своей странице в фейсбуке.