Директором Выставочных залов Москвы стала «темная лошадка»

20 столичных галерей возглавила Ксения Фаресова

Тихо, без шума и пыли, случилось событие, которое может изменить культурную политику столицы. Директор объединения «Выставочные залы Москвы», куда входят 20 галерей, Марина Бушуева ушла (или отправлена?) в отставку, а на ее место назначена Ксения Фаресова. В отличие от своей предшественницы Бушуевой, которая до того, как возглавить ОВЗ, проработала 16 лет в гелерее «Беляево» и превратила это место в по-настоящему интересное современное арт-пространство, новый молодой директор пришла в выставочные залы со стороны. До сего дня о Ксении Фаревосой ничего не слышали в культурной среде. Что ждать от этого назначения, разбирался «МК».

20 столичных галерей возглавила Ксения Фаресова
Фото: Выставочные залы Москвы.

История – странная. Марина Бушуева отказалась от комментариев, но призналась, что «ситуация непонятная», и пока она не готова к интервью. Марина Сергеевна занимала свой пост четыре года и за это время в ОВЗ все шло потихоньку в гору. В галереях делались современные умные арт-проекты, вокруг каждой сформировался свой круг художников и почитателей. И показатели посещаемости подросли. В 2017-ом здание, где располагается Галерея на Шаболовке, получило статус памятника  культуры и запустило «Музей авангарда на Шаболовке», где не только рассказывается об экспериментальной архитектуре района и вообще об авангарде начала ХХ века, но и создаются сильные специальные проекты. Потом дирекция объединения получила новый офис на Таганке. В прошлом году ОВЗ обрел музейный статус, что позволило объединению собирать собственную коллекцию, которая станет частью Музейного фонда РФ. Хранилище разместилось в одной из галерей – «На Каширке» в отдельно стоящем здании. Туда была передано крупное собрании другого выставочного зала – легендарной Галереи А3 – около 500 предметов. Сама галерея на Арбате  закрылась на долгожданный масштабный ремонт. В то же время Галерея «ЗДЕСЬ на Таганке» открыла дополнительное пространство для экспериментов молодых авторов. А к концу 2019-го в состав музейно-выставочного объединения вошла галерея «Парк» – итого в ОВЗ оказалось 20 арт-пространств. Назначение нового директора ОВЗ стало для руководителей  и кураторов галерей полной неожиданностью.

– Никто в ОВЗ не знает нового руководителя, и насколько я понимаю, здесь первый опыт руководства выставочным комплексом, – говорит «МК» куратор галереи «ЗДЕСЬ на Таганке», художник Андрей Бартенев. – Новый руководитель сейчас ездит по галереям и знакомится с пространствами и коллективами. Мы тоже ждем с понедельника. Меня в первую очередь интересует, останутся ли в силе наши планы на год, которые мы утвердили в сентябре, и как это скажется на перспективе развития всех галерей. Посмотрим. Это четвертая смена руководства на моей памяти. За шесть лет, что я работаю в Галерее «ЗДЕСЬ на Таганке», поменялось четыре команды.

  – Какая была лучшей?

– Марина Бушуева много сделала. Некоторые не успевают столько за всю жизнь, сколько она за четыре года. С ней мы, наконец, сделали ремонт в моей галерее, превратили ее из типичного советского учреждения в проевропейское-проамериканское пространство, что соответствует задачам галереи, а это – открытие новых имен в изобразительном искусстве. Несколько лет я просил и просил ремонт, а Марина Бушуева пришла и сделала. Поэтому для меня такое срочное увольнение – большая неожиданность.

– Срочное… А ведь у Бушуевой было много планов, вряд ли она собиралась уходить?

  – У нее были прописаны по этапам различные трансформации галерей. И я понимал, куда мы движемся. Мне, конечно, лучше всего известна стратегия, касающаяся моей галереи. В августе мы открыли второе пространство, что позволило параллельно с большой выставкой из выставочного плана на год, делать небольшие персоналки молодых художников. Это экспериментальная площадка, где мы даем начинающим делать стартовые проекты. С Бушуевой мы обсуждали, чтобы эта площадка стала исключением, где мы на ходу принимаем программу на два-три месяца вперед и можем включать новые имена в постоянного меняющийся график новой малой площадки. То есть у нас появилась зона свободы, где мы готовим художников к проектам на большой «сцене».  Теперь я не знаю, поддержат ли наш эксперимент новое руководство. Многие директивы Департамента культуры недостаточно уместны в нашем контексте, и мы с Мариной искали компромиссы.

– Нет ли опасений, что выставочные залы могут использовать для проката каких-то государственных проектов, спущенных сверху?

– У нас был такой опыт, и с Бушуевой он прекратился.  Два года назад к нам начали присылать заказные выставки, например, об эволюции архитектуры церковных сооружений. Это все прекрасно, но посещаемость у таких выставок нулевая. Если решат задействовать выставочные залы для поддержания государственной стратегии в области культуры и это будет именно чиновничья стратегия, то она, думаю, не станет популярной. И так в условиях карантина сложные правила – люди при покупке билета должны указывать дату рождения, потому что школьникам и людям старше 65 лет вход запрещен. Это все не способствует росту посещаемости. Но два года назад мы уже пережили выставки, которые не соответствуют специфике района и кураторского состава. В каждой галерее есть коллектив, который работает с своим набором художников, выполняет задачи, которые продиктованы местным населением. Мы шесть лет искали баланс, чтобы и местный зритель пошел к нам, и люди со своей Москвы приезжали в Галерею «ЗДЕСЬ на Таганке». Два года назад мы пришли к некой формуле, когда и местные довольны, и молодые художники к нам тянутся. Для меня лично любой пессимистический сценарий, который может быть спущен сверху, не будет трагедией. Я практикующий художник и найду, где применить себя. Мой опыт подсказывает, что руководство могут через года два опять поменять, так же неожиданно, как и сейчас. Как было с предыдущими директорами. Может, это станет для нового молодого директора платформой к более ответственной должности, не знаю. 

Собственно, что известно о новом директоре ОВЗ Ксении Фаресовой? Совсем немного. Москвичка. Окончила РЭУ им. Г. В. Плеханова. Училась во французском университетском центре Леонардо да Винчи. Сама Ксения на странице в твиттере о роде своих занятий пишет так: «общественная деятельность, международные отношения, молодежная политика, благотворительность, инновационные технологии». На страницах соцсетей можно найти следы ее участия в разных проектах по вышеперечисленным направлениям. Заметим, что в прошлом году Ксения Станиславовна стала гендиректором некоего ООО «Акцент», запись о котором имеется в Едином госреестре юрлиц. Однако следов деятельности сей организации мы не обнаружили. О деятельности Ксении Фаресовой в сфере искусства ничего не известно.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру