Художник вышил летающий дом и другие памятники авангарда

Саша Браулов создал карту реальных и нереальных объектов конструктивизма

Этот проект, представленный в Галерее на Шаболовке, – поистине титаническое и очень кропотливое исследование. Дизайнер и художник Саша Браулов потратил больше двух лет, чтобы отыскать на территории всего бывшего СССР – от Минска до Хабаровска, от Мурманска до Ташкента – уникальные памятники архитектуры 1920-1930-х годов и вышил каждый на черной ткани. Всего создал более 150 вышивок, наиболее знаковые проекты попали на выставку «Вышивая авангард». Среди них – не только хорошо узнаваемые объекты, но и малоизвестные, утерянные, разрушающиеся и нереализованные проекты. Этим проектом художник призывает обратить внимание на серьезную проблему исчезновения уникальных зданий эпохи новаторства и экспериментов.

Саша Браулов создал карту реальных и нереальных объектов конструктивизма
Карта памятников авангарда Петербург.

В выставочном зале Галерея на Шаболовке, расположенном в районе, который был задуман как гимн новой постреволюционной Москве, и где и сегодня сохранилось множество памятников авангарда, проект Саши Браулов очень к месту. Задумка художника очень тонко и изящно поднимает волнующий культурную общественность вопрос – сотни памятников авангарда сегодня находятся в руинированном состоянии, и, возможно, завтра мы можем потерять эти памятники навсегда. Многие уже стерты с лица земли. Хрупкость монументальной формы автор выставки подчеркивает с помощью тонкой вышивки. 

Шуховская башня и другие памятника авангарда.

На одной из стен выставки мы находим нарисованную черным по белому карту Москвы, на которой закреплены вышитые изображения памятников. Некоторые из них хорошо знакомы каждому – это Шуховская башня, Дом Мельникова или Хлебзавод №9. Другие объекты теперь существуют только в памяти и на архивных фото, ну и на этих вышивках. Среди них, например, АТС Таганского района, созданная по проекту Мартыновича в 1929-1930 годах, здание в стиле конструктивизма. Его несимметричный фасад отражал внутренний план строения – вход в левой части, подчеркнутый объемным козырьком, лестничный блок с широким ленточным остеклением и правая часть с узкими окнами. Объект снесен в 2016 году. Или клуб Дорхимзавода им. Фрунзе, построенный по проекту Константина Мельникова. С 1990-х здание, относящееся к 1927-1929 годам, находилось в аварийном состоянии. В 1999-м получило статус памятника архитектуры, однако реставрация началась только в 2004 году – после пожара. Сейчас там находятся магазины и ателье. 

Москва - вышитая география авангарда.

На противоположной стене – карта Петербурга, где ветшающих, утраченных и неосущественных проектов еще больше, чем в Москве. Одна из знаковых точек находится на изгибе проспекта Стачек. Здесь располагается масштабное здание Кировского райсовета, построенного по проекту архитектора Ноя Троцкого в 1930-1935 гг.: ассиметричное здание из нескольких корпусов, связанных галереями, венчает 17-этажная башня с ритмичными угловатыми балконами. Фасад оформлен непрерывным ленточным остеклением. Некоторые из корпусов сохранили свой функционал по сей день. Рядом с этим объектом намеревались создать настоящий летающий город по проекту Георгия Крутикова. Он должен был состоять из двух частей: вертикальной жилой зоны и горизонтальной производственной. Причем, вертикальная должна была свободно подвешена над промышленной. Город задумывался как своего рода дирижабль, который должен был парить и таким образом освободить землю от застройки. Жители летающего комплекса должны были перемещаться по нему с помощью воздушных потоков. Подобные проекты-мечты были популярны в эпоху зарождающего космизма, когда идеи Циолковского, казалось, можно будет воплотить вот-вот в жизнь. Однако они остались на бумаге, но кто знает, может быть, когда-нибудь человечество научится строить летающие города. Такие мечты есть и сегодня.

Проект летающего города.

Но уже сто лет назад существовало немало амбициозных проектов, многие из которых были воплощены, а сегодня они не заслужено забыты. Выставка Саши Браулов позволяет всмотреться в такие идеи детально, и очень живо ощутить их хрупкость. Сами вышивки выполнены на черной ткани, что напоминает нам о главной «иконе» эпохи авангарда – «Черном квадрате». Каждая работа создана так тщательно и изящно, что позволяет ощутить масштаб замыслов мечтателей начала ХХ века. А обширная география дает понять, насколько глубоко успели распространиться идеи творцов авангарда. Оттого еще больше становится жаль, что это великолепное наследие сегодня не ценят должным образом.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру