Героем церемонии Benois de la danse стал маньяк

В Большом театре вручили главный международный балетный приз

На Исторической сцене Большого театра состоялась XXVIII церемония вручения одной из самых престижных наград в балетном мире — приза Benois de la danse, которую часто именуют балетным «Оскаром». Поскольку из-за пандемии в прошлом году конкурс не состоялся, в этот раз итоги подводили сразу за два года и гала-концерт так и назывался: «Звезды мирового балета – номинанты Бенуа 2020-2021».

В Большом театре вручили главный международный балетный приз
Леонид Сарафанов и Елизавета Кокорева в Классическом Па Обера-Гзовского. Фото предоставлено пресс-службой Бенуа де ла Данс

Голосование в этом году осуществлялось дистанционно: из восьми деятелей хореографии - членов жюри в Москве оказались лишь двое: хореограф и худрук компании Дрезден-Франкфурт Якопо Годани и сопредседатель жюри Светлана Захарова, которая и сама стала лауреатом российско-итальянского приза Бенуа-Мясин врученного ей на сцене Большого театра лично послом Италии в России  Паскуале K.Терраччано. 

Тем не менее, несмотря на то, что из номинантов до Москвы доехало меньше половины (как это бывает почти всегда), те, кто в этом году стали лауреатами, почти в полном составе присутствовали в зале. На сцене не появились лишь композитор Томас Ардес и художник Тасита Дин, которым в соответствующих номинациях за спектакль Королевского балета Великобритании «Ад – проект Данте» были присуждены награды. Тем не менее, статуэтка «Бенуа» не досталась знаменитому английскому хореографу Уэйну Макгрегору, собственно, и осуществившему этот проект. О его качестве судить трудно, как и о качестве спектаклей других хореографов-номинантов. Хотя, помимо Макгрегора, среди них были и такие модные и актуальные на сегодня, как Кристал Пайт и Марко Гёкке.  

Из-за этого награда, доставшаяся в результате Юрию Посохову за балет «Анна Каренина», который он поставил в чикагском Балете Джофри, выглядит особенно внушительно. Этот хореограф как раз сейчас работает в Большом над балетом «Чайка», поэтому на сцену за наградой он вышел лично. Тем не менее, дуэт из балета-победителя, показанный на сцене Большого театра артистами Балета Джофри - Амандой Ассусеной и одним из нынешним номинантов Бенуа Альберто Веласкесом, особого впечатления не оставил, возможно потому, что в нем по причине травмы не смогла принять участие Виктория Джайяни, выдвигавшаяся на Бенуа за партию Анны. Ни настоящей страсти, ни накала чувств в дуэте-поединке Карениной и Вронского американские артисты показать не сумели. Да и хореография в этом дуэте какими-либо изысками не поразила. 

Гораздо больше, чем дуэт из балета-победителя, на сцене обращали на себя внимание два других из номинированных на Бенуа балетов: «Любовник» хореографа Марко Гёкке, созданный для Ганновера, труппу которого Гёкке возглавил в прошлом сезоне, и «Отель «Сесиль» хореографа Андрея Кайдановского, поставленный по приглашению Игоря Зеленского для Баварского балета. Гекке -  создатель своего собственного уникального хореографического языка, в котором психология и состояние героев передаются, казалось бы, простыми средствами: трепыханием рук, быстрой ходьбой или бегом по сцене, дрожащими объятиями влюбленных, что с большим мастерством показали артисты Балета Ганновера Сандра Бурде и Морус Готье.

Еще более примечательной оказалась работа Андрея Кайдановского, показавшего на сцене Большого театра отрывок из своего балета-триллера, чрезвычайно редкого жанра в балетном искусстве. В его работе «Отель «Сесиль» сюжет взят из реальности: этот отель, расположенный в Даунтауне Лос-Анджелеса, прославился серией загадочных смертей и убийств, совершенных кровавыми маньяками. Последнее по времени случилось в 2013 году, когда обнаженное тело пропавшей Элизы Лэм, обнаружили на крыше отеля в цистерне с водой. Все преступления поставлены в балете и один из эпизодов показан на Бенуа: серийный убийца Ричард Рамирес по прозвищу «Ночной сталкер»  убивает из пистолета одну из обитательниц отеля и затем танцует с её остывающим телом. Прям кровь стынет в жилах от вида хореографического воплощения злодеяния. 

Среди танцовщиков балетный Оскар получил в этом году Хесус Кармона, и это второй случай в почти 30-летней истории конкурса, когда приз достается танцовщику фламенко (несколько лет назад Бенуа был присужден Фернандо Ромеро из Севильи). Представленный им номер «Наперекор» никого не оставил в зале равнодушным. То, с какой страстью Хесус Кармона отдавался дроби сапатеадо, отбиваемой каблуками, с какой бешеной энергией танцевал в собственной хореографии, где танец фламенко почти на равных соседствовал с классической техникой, а ещё больше с самыми актуальными направлениями контемпорари, делало его выступление незабываемым. Точно такое же впечатление его танец произвел и на членов жюри, которые проголосовали за присуждение ему балетного приза единогласно.

В женской номинации приз присудили двум замечательным балеринам, и такое решение выглядит вполне оправданным. Так, прима Большого театра Екатерина Крысанова - теперь обладательница заветного приза за исполнение классической партии Жизели в одноименном балете. Создавший свою версию старинного балета Алексей Ратманский на основании изученных им документов изменил в своем спектакле характеры всем известных героев и показал Жизель отнюдь не скромной деревенской девушкой-недотрогой, каковой ее трактуют многие балерины. И лучше других такой независимый и сильный характер смогла передать на сцене именно Екатерина Крысанова, балерина, свободная в танце и способная уложиться в самые быстрые темпы. Что с успехом она и продемонстрировала в па-де-де из этого балета, ставшего предпоследним номером первого вечера.

Светлана Захарова и Якопо Тисси в дуэте из балета Мауро Бигонзетти «Караваджо». Фото предоставлено пресс-службой Бенуа де ла Данс

Приятный сюрприз преподнес публике фестиваль в своем традиционном концерте «Звезды Бенуа де ла Данс – лауреаты разных лет»: на нем выступила не успевшая приехать накануне этуаль Парижской оперы Амандин Альбиссон,. Вместе со своим статным партнером, солистом Оперы Флораном Мелаком она прекрасно станцевала красивую лирическую зарисовку на музыку Рахманинова «Три прелюда» в хореографии Бена Стивенсона, ставшую настоящим украшением  вечера.  А неоднократно показанный в России известный номер в хореографии Мауро Бигонзетти из балета «Караваджо» – сплошная поэзия и красота. В исполнении Светланы Захаровой и Якопо Тисси он превращается в волшебство. 

Лауреат Бенуа де ла Данс- 2021 Амадин Альбиссон и Флоран Мелак в «Тех прелюдах» Бена Стивенсона. Фото предоставлено пресс-службой Бенуа де ла Данс

Другой хореографической жемчужиной вечера стало Большое классическое Па Обера-Гзовского с шиком исполненное премьером Михайловского театра Леонидом Сарафаноым. Вообще-то своего Бенуа танцовщик должен был получить ещё в 2006-ом, когда он был премьером Мариинского театра, но получилось только теперь. Подарком и своеобразным извинением от Леонида Сарафанова за столь длительное опоздание стала мировая премьера – соло под названием «Почти дуэт», специально поставленное в расчете на индивидуальность этого уникального артиста многолетним ассистентом Начо Дуато - Гентианом Дода.

Леонида Сарафанова, кстати, называют обладателем самых красивых ног из мужчин в балете. Другим обладателем красивых ног считают и московского премьера Семена Чудина, выступившего на втором вечере фестиваля сразу вслед за Сарафановым. Так что представился уникальный случай танцовщиков сравнить, и сравнение это оказалось не в пользу премьера Большого. Московский принц, неплохо показавший новый номер «The prince» в постановке Ильи Живого, оказался начисто лишенным той присущей настоящим принцам уникальной харизмы, которую продемонстрировал в своем выступлении Леонид Сарафанов.

Хореографии Ильи Живого присуща собственная хореографическая лексика и внутренняя драматургия, в чем можно было убедиться и смотря его номер Flashback, который станцевала прекрасная пара из Мариинского театра - Екатерина Кондаурова и Роман Беляков, порадовавшая еще и дуэтом из балета Прельжокажа «Парк».

Кимин Ким в вариации из балета «Талисман». Фото предоставлено пресс-службой Бенуа де ла Данс

Эффектным в этот вечер оказался и финал. Из популярного на конкурсах артистов балета классического па-де-де из балета «Талисман» ещё один гость из Мариинки - корейский танцовщик Кимин Ким устроил настоящую феерию. Он ворвался на сцену в финале вечера, как и подобает богу ветра Вайю, которого исполнял, как вихрь взмывая в воздух в великолепных зависающих прыжках. Свою партнершу, приму Большого Евгению Образцову, этот один из самых востребованных танцовщиков мира подбрасывал в верхние поддержки, словно пушинку, доказав, что является на сегодня лучшим исполнителем и интерпретатором этой популярнейшей классической партии.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру