Медитативный портрет окраин Москвы и Кутаиси увидели в Европе

«Обходные пути» Екатерины Селенкиной после Венеции показали в Салониках

После мировой премьеры на Венецианском кинофестивале фильм «Обходные пути» российского режиссера Екатерины Селенкиной показали в конкурсе  Film Forward на Международном кинофестивале в греческих Салониках.  Поскольку это один из немногих  живых, а не онлайн фестивалей, у Екатерины была возможность лично представить картину.

«Обходные пути» Екатерины Селенкиной после Венеции показали  в Салониках
Кадр из фильма «Обходные пути». Предоставлен съемочной группой.

В сентябре на Неделе критики в рамках Венецианского кинофестиваля,  куда «Обходные пути» делегировал Национальный союз кинокритиков Италии, Екатерина Селенкина получила приз памяти итальянской документалистки Валентины Педичини. В России картину мало кто видел, но она поучаствовала в национальном конкурсе Международного фестиваля дебютного кино в Новой Голландии (Санкт-Петербург) и была отмечена главным призом жюри.    

Екатерина Селенкина — режиссер и художник, куратор одной из программ Московского международного фестиваля экспериментального кино, выпускница Московской школы нового кино. Она получила степень магистра изящных искусств в Калифорнийском институте искусств, где училась на факультете кино и видео.  «Обходные пути» сделаны в копродукции с Нидерландами. Проект поддержали    Фонд Хуберта Балса, не раз оказывавщий содействие молодым российским режиссерам (среди них были начинающие Алексей Герман и Илья Хржановский), и фонд «Евримаж» на кинофестивале во французском Лез Арке. 

Авторы называют свой фильм медитативным портретом окраин Москвы, который пронизан присутствием невидимых цифровых черных рынков. Курсор наводится на тот или иной объект, и мы  как участники некой игры оказываемся в непримечательных местах. Один урбанистический пейзаж сменяется другим. Какое-то разнообразие на миг вносит лесной ландшафт. В основном же мы видим что-то заурядное, но при этом не менее удивительное: мини-церковь в здании вокзала, залитую солнечным светом скромную квартиру пожилой женщины,  пустынный городской пляж и буйство полевых цветов у коробок однотипных многоэтажек. Школьницы тусуются на задворках школы. Подростки валяют дурака в останках бетонного исполина. Ансамбль ветеранов недавних войн исполняет у  памятника песню «Навсегда сохрани веру в нашу любовь». Одинокая пикетчица стоит с плакатом «Нет войне». Микросюжеты городских окраин сменяют друг друга. Бдительные полицейские  задерживают у ворот металлоискателя главного героя, заставляют снять штаны. При этом они вполне вежливы и самое грубое, что себе позволяю, так это дать команду: «Трусы снимите». Чутье подводет стражей порядка.   

Кадр из фильма «Обходные пути». Предоставлен съемочной группой.

Граффити на стене одноэтажной постройки создает иллюзию живого пейзажа, и покажется, что мужичок собирает банки у озера, а не в унылом городском дворе. А потом неоновым цветом засияет перрон, и поезд в разнообразных оттенках зеленого произведет магическое ощущение. Это тоже Москва, питающаяся не одной только скукой городских окраин. В гул города врываются обрывки фраз, голоса, объявления о распродаже верхней одежды. В мессенджере идет переписка. Драгдилер открывает тайники, и мы словно идем по его следу, изучаем задворки большого города.  

В картине задействованы непрофессиональные актеры, которых нашли прямо на улице. По словам авторов, они исследует поэтику городского пространства, связь между насилием и различными формами сопротивления, реконструируют реальные события. «Фильм имеет необычную нарративную структуру: мы то следуем за героем, то надолго теряем его из виду и просто наблюдаем за городом, - рассказывает Екатерина Селенкина. - Мы выбрали такую форму, чтобы попытаться поразмыслить не только о судьбе отдельного человека, но и о системах, в которых мы существуем, о невидимых связях всех вещей. Невероятно грустно, что этот фильм не увидит его талантливейший оператор Алексей Курбатов, мой муж, с которым мы все делали в тесном и теплом соавторстве». 

Кадр из фильма «Что мы видим, когда смотрим в небо?». Пресс-служба кинофестиваля (Салоники).

Лет десять назад на Венецианской биеннале представляли урбанистический проект Вима Вендерса, где современный мегаполис «прочитывался» через современную архитектуру. Это тоже был чистой воды эксперимент, где очевидно, как через городскую среду формируется наше сознание. Казалось бы, такого рода проекты, как дань чистому искусству, уходят в прошое. Но вот и Екатерина Селенкина пошла примерно тем же путем.    

В основном конкурсе кинофестиваля в Салониках участвовала грузинско-немецкая картина «Что мы видим, когда смотрим в небо?» грузинского режиссера и выпускника Берлинской академии кино и телевидения Александра Коберидзе,    удостоенная специального упоминания жюри. Она выделялась среди других картин откровенным любительским изображением. В нем не было идеальной красоты. Два с половиной часа зритель путешествует вместе с героями  по летнему Кутаиси, и эти прогулки раскрывают дух города. Для Грузии это как как фирменное блюдо. Таких фильмов - признаний в любви к родному городу (чаще всего к  Тбилиси) в Грузии снимается достаточно. Они наследуют исканиям Отара Иоселиани. В «Днях улиц» Левана Когуашвили «бездельники» всех мастей, как их назвал однажды Иоселиани, тоже целые  дни проводят на улице, занимаются самыми ничтожными делами. И все это в силу совершенно необъяснимых причин придает невообразимое очарование городу. 

У Александра Коберидзе встречаются девушка-фармацевт и парень-футболист. Скоро они забудут о своих профессиях. Волею судьбы, не вняв таинственным сигналам сфетофора и водопроводной трубы,  герои проснутся в новой телесной оболочке. А  потом  встретяться в маленьком уличном кафе, не помня о своем  случайном знакомстве. Парень начнет завлекать прохожих, чтобы они подтянулись  на ржавом турнике, естественно, за деньги. Все это придумал предприимчивый  владелец кафе. Девушка будет готовить там мороженое. Микроистории самых обычных людей вплетаются в жизнь старого города, улицы которого напоминают захолустье, но от этого становятся только привлекательнее.  

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру