С выставки на «Винзаводе» украли сюрреалистический холст Анны Андржиевской

Размер похищенной картины - 30 на 30 см

   Змея с длинным как у Буратино носом и пышной прической, месяц с розовой окаемкой, белый парус, плывущий среди звезд – эти образы, изображенные на картине «Зависть» Анны Андржиевской, приглянулись кому-то из посетителей выставки номинантов Премии Зверева настолько, что он умыкнул холст из экспозиции. Кража случилась воскресным вечером на «Винзаводе», незадолго до закрытия выставки. Сейчас на месте работают правоохранительные органы – просматривают камеры наблюдения и опрашивают охранников и волонтеров, дежуривших на выставке во время ЧП. Работа невелика – 30 на 30 см – так что, возможно, злоумышленник просто сунул ее под пальто и был таков.  

Размер похищенной картины - 30 на 30 см

 Для команды музея Зверева эта выставка – первая ласточка, благое начинание, формат которого еще не оформился. Сначала музей собирался провести показ номинантов дебютной премии в «Новом Манеже», но работы художников туда просто не поместились. Потому проект перенесли в более просторное помещение на «Винзаводе» – открытие состоялось на месяц позже запланированного срока. Вход туда был свободным, и только на время «длинных выходных», чтобы попасть на выставку, нужен был QR-код, потом ограничения сняли.

   Выставка получилась пестрой – из двух тысяч заявок отобрали 50 художников, которые представили новые работы или доработали старые специально под проект, озаглавленный афоризмом «мирискусников», переформулированным Анатолием Зверевым – «Жизнь скованна, искусство свободно». В каком-то смысле она оказалась пророческой. По крайне мере, для 31-летней художницы Анны Андржиевской, участницы арт-группы «Север-7», и ее работы «Зависть» из серии «Горнозаводское направление», посвященной самому восточному городу Пермского края. «Опираясь на реальные факты существующей местности, художница создает альтернативную реальность Горнозаводского направления, населяя его, с одной стороны, знакомым образами «обыденного», а с другой - существами из фантастического, ирреального и сюрреалистического мира», – говорит в описании живописной серии автора.

  За неделю до закрытия выставки, пользовавшейся популярностью у публики, небольшой холст из серии таинственно пропал из экспозиции. «Вот тебе и зависть», – пошутили злые языки, намекая на фон события. Дело в том что выставка премии Зверева проходит параллельно с другой – выставкой премии Кандинского в Московском музее современного искусства, даже награды они раздавали примерно в одно время – с разницей в два дня на прошлой неделе. И хотя у премий разный подход – на Кандинском уклон в концептуальное и остро-социальное, а на премии Зверева – более пестрое, поэтическое содержание – специалисты так или иначе сравнивали, впрочем, нельзя сказать, что оценки были в пользу новой награды. Особенно касательно церемоний вручения премий: Кандинский явно лучше отыграл свою, нежели новорожденный конкурент. И вот, на этом фоне, на «Винзаводе» случилось ЧП. Заметим, что художница не вошла в число лауреатов, очевидно, преступник действовал интуитивно. Почему украли именно эту картину? 

– Это хорошая живопись, хотя напротив серии Анны висели работы Ирины Кориной, более дорогие, если говорить о стоимости, – рассказывает «МК» один из кураторов выставки Антонио Джеуза. – Анна Андржиевская – молодая талантливая художница родом из Перми. Ее серия выполнена в ярких цветах – как пространство сна, мир психоделии, она напоминает сюрреализм Дали. На картинах Анны много деталей.

  Действительно, детали Анна любит. Ее сюрреалистические сюжеты, и правда, близкие Дали и, пожалуй, Борхесу, наполнены странными потусторонними персонажами – вроде черной птицы с тремя головами, кубками, в которое вино наливается из пальцев, словно из чайника, черепами загадочных животных и цветами со звериным оскалом. Живопись не выглядит пугающей, скорее ироничной, но оставляет ощущение мистического сна. 

  Не так давно у Анны состоялась выставка в галерее «Триумф» под названием «Небесная пустошь», задуманная как шкатулка сокровищ, полная мимолетных фантазий и скрытых смыслов, причудливых зверушек и тайных знамений, ритуальных танцев и шуточных мистерий. Каждая работы Анны – это ребус. «Художница плетет эпос своих произведений из различных знаков и символов, которые заимствует из карт Таро, книг «Красота форм в природе» Эрнста Геккеля, «Кабинет природных редкостей» Альберта Себы, «Символы и эмблемата» и других», – говорится в описании. Некоторые картины с этой выставки, состоявшейся в августе в галерее «Триумф», попали на «Винзавод», другие – были написаны специально для проекта. В том числе – «Зависть». 

 Сама художница отказалась комментировать происшествие. А галерист, совладелец галереи «Триумф», которой принадлежит украденная картина, Емельян Захаров так и не назвал «МК» примерной стоимости работы, сказав нам, что «деньги его не интересуют». По нашим данным, ущерб может быть оценен в 40-60 тысяч рублей. По крайней мере, аналогичные по размеру и содержанию полотна Андржиевской продаются в этом диапазоне. Музей Зверева выразил надежду, что работа «будет найдена в ближайшее время» и заявил, что, несмотря на ЧП, выставка продолжит работу в штатном режиме. Галеристы, занимающие соседние с Большим винохранилищем (как раз там проходит выставка Премии Зверева) площадки, уже задумались о том, чтобы усилить охрану. Хотя в целом отнеслись к ситуации спокойно – с кем не бывало?

– Помню, в 1994 году у меня из галереи украли работу – как раз Анатолия Зверева, – вспоминает Марина Образцова, директор винзаводовской галереи «Файн Арт». – У нас тогда было помещение на Арбате, и среди прочего там был выставлен портрет Оксаны Асеевой (вдовы поэта Николая Асеева, знаменитой «музы русского футуризма», с которой, несмотря на 40-летнюю разницу в возрасте, Анатолия Зверева связывал странный роман – М.М.). Однажды пришел какой-то швейцарец и захотел купить картину, я не продала, а через некоторое время ночью она пропала при странных обстоятельствах. Мы объявили картину в розыск в Интерпол, но следов за четверть века так и не нашли. Наверное, так и хранится в какой-то частной коллекции того, кто все устроил…

 Несмотря на охрану и камеры, кражи в музеях и галереях – не редкость. Достаточно вспомнить случай в Третьяковке, когда среди бела дня был украден пейзаж Куинджи «Ай-Петри», который, впрочем, нашелся уже к вечеру. Сработают ли на сей раз сыщики так же оперативно – покажет время. Немало случаев, когда украденные работы пропадали на годы. Так случилось, например, с картиной «Бассейн в гареме» французского художника Жан-Леона Жерома, которую украли из Эрмитажа тоже во время работы музея, а нашлась она спустя 14 лет (подбросили в Думу). Тогда криминальный скандал привлек внимание к позабытому автору, и взгляд к его так называемой салонной живописи был пересмотрен, а работы вновь привлекли внимание публики. Так что, может, в этом случае «Зависть» окажется той «картой Таро», которая сыграет на руку молодой Анне Андржиевской, а не превратится в сюрреалистический фарс «скованной жизни».  

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28671 от 23 ноября 2021

Заголовок в газете: Кражу картины с выставки породила «Зависть»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру