В Пушкинском музее показали оживших мумий

Тему бессмертия и смерти раскрыли на выставке, посвященной Древнему Египту

  Смерть больше не метафора, не далекая загадка, о которой сложены тысячи легенд, сегодня она ближе, чем когда-либо. Видимо, поэтому проект Пушкинского музея, тихо открывшийся для публики на заре «новой реальности», привлекает так много зрителей. Масштабная выставка, посвященная мумиям Древнего Египта, и инсталляция-пирамида современной художницы Ирины Затуловской рассказывает о загробной жизни и смерти. Древние египтяне верили в продолжение себя после телесного исхода, однако не каждый мог родиться заново после освобождения от телесного. 

Тему бессмертия и смерти раскрыли на выставке, посвященной Древнему Египту

  Выставка в Главном здании ГМИИ им. Пушкина стала результатом масштабного исследования, проведенного специалистами музея вместе с учеными Курчатовского института. В его процессе были отреставрированы саркофаги, маски, различные амулеты и принадлежности загробной жизни древних египтян из собрания Пушкинского музея. Изучен состав растворов и бинтов, которые использовались во время мумификации. Сделаны подробные КТ-снимки и рентген тел, которые позволили определить пол, возраст и причины смерти тех десяти мумифицированных египтян, которые оказались в России на рубеже ХIХ – начала ХХ веков и попали в 1924 году в ГМИИ. Никогда прежде в России не проводилось подобной выставки. В экспозиции можно увидеть более 400 экспонатов, большая часть которых до этого была доступна только специалистам. 

 Среди них особенно выделяется зал, где представлено две мумии (мужская и женская), а на экранах можно увидеть, как мертвые оживают. 3D-реконструкция показывает нам сначала мумифицированное тело. Оно освобождается от бинтов (а их уходило до 200 метров на человека), и вот перед нами предстает «голый» скелет, который постепенно «обрастает» мышцами, кожей, одевается в традиционные для Древнего Египта одежды. А потом ожившая мумия открывает глаза, потягивается, как бы пробудившись ото сна, начинает двигаться, осознавая себя заново. Именно так представляли посмертную жизнь древние египтяне. Телесная смерть – это начало следующей жизни.

Пробуждение после смерти - ученые восстановили облик мумии

     Древние египтяне считали, что человек состоит из сущностей – физического тела (хат), духовного тела (сах), сердца (иб), двойника (ка), жизненной энергии (ба), чистого духа, отделившегося от телесной оболочки (ах), образа (сехем), тени (шуит) и имени (рен). Поэтому ритуал отделения от бренной оболочки был так важен для них. В загробную жизнь вместе с телом умершего отправляли все, что может пригодиться потом – от чаш с едой  и охранных амулетов до любимых животных, мумии которых так же помещали в гробницу. Перед тем, как родиться вновь, человек должен был предстать перед загробным судом, на котором собирались все боги. 

– На одну чашу весов  клали сердце, на вторую – легкое перышко богини справедливости Маат, – рассказывает экскурсовод многочисленным посетителям, столпившим вокруг (после отмены QR-кодов публики в музее заметно прибавилось). – Если сердце перевешивало, то человека съедало чудовище Амат. Это было самым страшным для египтян: тогда человек не мог возродиться в вечной жизни. Он исчезал навсегда.

  В одном из залов представлены экспонаты, которые наглядно показывают весь процесс подготовки к «переходу». Мумификация была доступна только богатым, тела простых людей в захоронениях просто покрывали тканью и солнце иссушивало тело. Но рядом с ним все равно клали еду, тексты из «Книги мертвых» и другие атрибуты, важные для ритуала. 

  Мумификация занимала около 70 дней. Органы омывали различными ароматическими и дезинфицирующими средствами, оборачивали в бинты, и помещали в четыре сосуда (канопа). Крышки каноп были украшены изображением богов – сыновей Гора: Хапи с головой павиана, Дуамутефа с головой шакала, Кебехсенуфа с головой сокола и Амсета с человеческой головой. Сосуды клали в специальный квадратный ящик, который вместе с мумией помещался в гробницу. Само тело обрабатывалось изнутри и снаружи природной солью натроном и специальными бальзамами. И наполнялось мешочками с илом из священного для египтян Нила или опилками (для поддержания формы). После лицо усопшего закрылось позолоченной маской и помещалось в саркофаг. На бинтах и на самом саркофаге писали имя человека, его статус и тексты из «Книги мертвых». Во время исследований удалось восстановить бинты с изображениями и теперь зрители впервые могут увидеть эти натканные письмена.

 – Когда мы делали сканирование, то обнаружили, что все мумии в саркофагах подмененные, то есть они не принадлежали первоначально к этим гробам, – рассказывает «МК» куратор выставки Ольга Васильева. – Вероятнее всего, это было сделано ХIХ веке – антиквары клали в пустой саркофаг мумию, которая им подвернулась, чтобы продать подороже. Открывает нашу выставку саркофаг XV века до нашей эры, принадлежавший вельможе по имени Маху из XVIII династии Нового царства. Его тело, к сожалению, утрачено. Но саркофаг и маска, которую можно видеть рядом в витрине, сохранились идеально, в то время как многие другие были повреждены. Часто невозможно прочитать именами и титулы их владельцев, потому что рисунки у подножия саркофага сбиты. 

 Помимо основной исторической экспозиции, можно увидеть в Пушкинском взгляд на египетское «искусство бессмертия» из наших дней. Художница Ирина Затуловская построила в зале на первом этаже Главного здания, который прежде занимала постоянная экспозиция с мумиями, свою пирамиду. Каждую ступеньку этого сооружения украшают вышивки, рисунки, деревянные и металлические дощечки. Все они имеют ритуальный символический смысл и созданы в нарочито наивном стиле. Здесь все, что каждый из нас мог пожелать взять с собой в загробный мир. От маленького черного платья, вышитого на кусочке ткани, до тарелок с ложками, начертанными на жести. Здесь нет ничего лишнего, богатого, здесь только «заупокойные» атрибуты, символы успокоения, простого быта. Некоторые сделаны с юмором. Есть, например, вышивка, изображающая девушку, стирающую целлофановые пакеты. Неожиданно в точку – в свете последних санкционных событий. 

 Вообще в этом исследовательском подходе к смерти – как к сложному, многоэтапному процессу «перехода» от бренного к духовному (эфирному – по мысли египтян) – есть нечто успокоительное. «Memento mori» – формула, которая готовит к вечности, и заставляет задуматься о жизни, сегодня очень кстати. Неважно, что она из другой культуры, в римское искусство она, очевидно, перетекла так же, как и фаюмский портрет, которому на выставке посвящен отдельный раздел, из египетского мира. «Respice post te! Hominem te memento!» («Обернись! Помни, что ты человек!») – считается, что именно так звучала изначально эта крылатая фраза, оставшаяся в веках. Именно об этом «искусство бессмертия» египтян: жизнь – лишь подготовка к вечности, к загробному суду, где твое сердце будет взвешивать сама Справедливость.

В Москве показали 400 экспонатов времен Древнего Египта: кадры с выставки

В Москве показали 400 экспонатов времен Древнего Египта: кадры с выставки

Смотрите фотогалерею по теме

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру