Режиссер Александр Хант получил три награды за фильм о трагедии 2016 года

Юных актеров он искал по всей стране

На Открытом российском фестивале современного и актуального кино «Алафейская гора» «Межсезонье» Александра Ханта о трагедии псковских подростков 2016 года получило три награды: Гран-при за лучший фильм, призы за лучшую женскую роль Евгении Виноградовой и лучшую операторскую работу Наталье Макаровой, по совместительству жене режиссера.

Юных актеров он искал по всей стране

тестовый баннер под заглавное изображение

Премьера «Межсезонья» состоялась на Варшавском международном кинофестивале, потом картину показали на смотре восточноевропейского кино в Коттбусе, на «Темных ночах» в Таллине. В России картину мало кто видел. Повезло жителям Тобольска.

Александр Хант родился в Ханты-Мансийске, отсюда и псевдоним. Он окончил операторский факультет Санкт-Петербургского университета кино и телевидения, где его мастерами были легендарный Эдуард Розовский, снявший «Человека-амфибию», «Начальника Чукотки», «Белое солнце пустыни», и Сергей Астахов, снимавший «Брата» и другие фильмы Алексея Балабанова. Режиссерское образование Хант получил во ВГИКе в мастерской Карена Шахназарова и Олега Шухера. Потом был дебют — «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов», где снимались автор «Белорусского вокзала» Андрей Смирнов в роли пахана, словно выписанного из 90-х, Алексей Серебряков в роли вора в законе. Причем Серебряков работал бесплатно, понимая нужды дебютанта. Он тогда жил в Канаде и специально приехал на съемки в Тверскую область. Картина получила Гран-при восточно-европейского конкурса на Международном фестивале в Карловых Варах.

В 2018 году мы с Александром Хантом вместе ездили на Колыму, где он встречался с магаданскими подростками, предварительно объявив в соцсетях, что ищет 16-летних актеров для новой картины. Из аэропорта после восьмичасового перелета Саша сразу поехал в кинотеатр, где его ждали ребята. С каждым он разговаривал минут по сорок о детстве, родителях, планах на жизнь. Так было и в других городах. И теперь в начале «Межсезонья» идут документальные кадры, где реальные люди рассказывают о себе.

О псковской трагедии 2016 года, когда 15-летние Денис и Катя из поселка Струги Красные Псковской области обстреляли наряд полиции из окна дома, а потом расстались с жизнью, быстро забыли в потоке новостей. Бессилие взрослых, их неумение предотвратить страшные события в фильме показаны очень точно. Но если в реальной жизни ребята транслировали происходящее в соцсетях, то Александр Хант лишил героев мобильных телефонов и Интернета. Молодых актеров нашли в Москве и Петербурге. Имена реальных героев изменили. В фильме их зовут Даня и Саша. Девочку сыграла Евгения Виноградова, которой в момент съемок был 21 год. Она не актриса, занималась кастингом. У нее инопланетная внешность и космические глаза. И теперь ее работу отметили как лучшую в Тобольске. Парня сыграл 17-летний Игорь Иванов из Петербурга, у которого внушительная фильмография. В картине снималось много непрофессиональных актеров, и среди них удивительный уральский художник и поэт Владимир Спартак, которого случайно встретили на улице и он подошел на роль.

Оператором «Межсезонья» стала жена режиссера Наталья Макарова. Финальные кадры, где из-за деревьев появляется рать молодых ребят, сделаны мощно. Часть фильма снималась на пленку. На третий день съемок исполнительница главной роли сломала руку, да так, что из кисти торчали спицы.

С женой Натальей Макаровой.

Мы поговорили с Александром уже после окончания фестиваля в Москве.

— Вспоминаю нашу поездку в Магадан. Удивительно, что, проехав много городов, посмотрев десятки ребят, вы остановились на профессиональных людях. Стоило затевать народный кастинг?

— Да уж точно стоило. С героиней получилась забавная история. Женя Виноградова работала у меня кастинг-директором. Мы вместе искали ребят, нашли мальчика Игоря и девочку. Я проводил актерский тренинг вместе со съемочной группой и с молодыми героями. Увидел, что девочка не справляется, а кастинг-директор, напротив, проявилась с неожиданной стороны, я и сделал выбор. А то, что я детей смотрел в разных городах, так это просто ценный для меня опыт.

— Можно ли этот материал как-то использовать, сделать, например, фильм о молодом поколении?

— Я сам об этом думаю. У меня невероятный массив интервью, и в начале фильма мы использовали какие-то фрагменты. Но во что это можно обратить? У меня пока нет идеи.

— Это были откровенные разговоры?

— Да. И я думаю, что многие не согласятся на их использование в фильме. У меня были заготовлены какие-то вопросы, но в целом это было просто общение. Я отправлял вопросы, и на них надо было записать видеоответы. Ребята сами себя записывали и присылали мне.

— И среди них не находились герои?

— Почему? У меня же много было проб. Мы многих ребят привозили из разных мест в Москву. Главного героя я таким образом и нашел. Он живет в Петербурге и сначала отправил мне свое интервью. Потом мы встретились.

— Они еще дети. Им дана была какая-то надежда на их возможное актерское будущее, которого не будет.

— Я же не питал никого надеждами, сразу говорил, что это пробы. Я проводил актерский тренинг с ребятами, мы занимались в школе, где нам предоставили помещение. Трое из этих ребят потом поступили в Школу-студию МХАТ на актерский факультет.

— Вы разговаривали и со взрослыми актерами?

— Мне важно сначала познакомиться с актером, пообщаться с ним и понять, что за человек передо мной, насколько мы друг друга слышим и понимаем. Не обязательно артиста приглашать и сразу командовать: «Давай, вперед! Сцена!» Многие режиссеры точно так же общаются. Вспомним Динару Асанову (режиссер фильмов «Пацаны», «Не болит голова у дятла», «Ключ без права передачи». — С.Х.). Она целую жизнь с подростками прожила и сняла прекрасные фильмы.

— В Тобольске люди спрашивали, не изменившийся ли Юрий Назаров сыграл человека, приютившего ребят. А ведь это художник.

— Неожиданное сравнение. Это Владимир Седаков — известная личность в Екатеринбурге, поэт и художник, с недавнего времени и тату-объект. Все его знают как Спартака. Он очень эксцентричный, но в отличие от своего героя очень добрый, постоянно говорящий о любви человек. В общем, поэт.

Кадр из фильма «Межсезонье».

— Не от мира сего?

— Первое впечатление такое, а при ближайшем знакомстве оказывается, что он по-своему в большей степени адекватен, чем мы все. Мы держим со Спартаком связь. Дом, в который приехали подростки в нашем фильме, это его настоящий дом, который не так давно сгорел. Коза тоже Спартака. Маруся.

— Почему вы отошли от реальной истории, отказались от смерти в прямом эфире, от Интернета и мобильных телефонов?

— Я быстро решил, что не буду рассказывать историю Кати и Дениса, что это будет история про подростков как таковых, про меня в этом возрасте. То, что произошло с реальными псковскими ребятами, стало отправной точкой, побудившей меня взяться за этот фильм.

— В Магадане вы говорили ребятам, мечтавшим заниматься режиссурой, что образование в классическом понимании сейчас не нужно. Нужны глаза. Но у вас-то за плечами два серьезных вуза.

— Я не считаю, что кинообразование сегодня обязательно. Есть много примеров, когда люди приходят в кино с другим образованием. Но я не говорю, что оно не нужно, что его надо забыть, как какую-то коросту. С образованием есть проблемы. Возможно, я ошибаюсь, но и ВГИК переживает не самые лучшие времена. Прекрасные ребята вышли из мастерской Александра Сокурова. Очевидно, что он может многое дать. Я смотрю на это со стороны, совершенно не зная, что там за кухня. Есть курс Марины Разбежкиной, и это тоже определенная идея, философия профессии, которую она прививает своим ученикам. Я совсем не отрицаю профессиональное образование. Свое первое образование я получал у прекрасных операторов Ленинграда и Петербурга Эдуарда Розовского и Сергея Астахова, которые мне очень много дали. Я не могу сказать, что если кто-то хочет стать режиссером, то должен поступать туда-то. Нет! Смотрите и снимайте, пробуйте, и кривая вас куда-то выведет.

— Эдуард Розовский был уникальным человеком. Сохранялись ли какие-то связи с мастерами после окончания учебы?

— С Эдуардом Александровичем у всех ребят со всех его выпусков были близкие отношения. Я и года не отучился, когда он умер. С Сергеем Астаховым мы периодически пересекаемся, но связи не держим. Если говорить про ВГИК, то Карен Георгиевич Шахназаров был человеком с дистанцией. Не знаю, сохранил ли кто-то из наших ребят с ним связь. Мой однокурсник Виталий Суслин успел поработать с Кареном Георгиевичем. Думаю, что для него это был ценный опыт.

— Кто у вас еще был на курсе?

— У всех у нас было второе образование. Таков был критерий отбора. Вы можете знать из моих однокурсников Ирину Бас. Она в профессии, снимает. Владимир Кудряшов преподает. Саша Фокин — талантливый парень, пытается что-то снять. С Максимом Добромысловым, представлявшим «Межсезонье» в Тобольске, мы тоже вместе учились, но он выбрал профессию продюсера.

— Почему вы сами не поехали в Тобольск? Присутствие режиссера не заменит никакой продюсер.

— Я бы с удовольствием туда съездил. Еще школьником был в Тобольске. Но у меня есть определенные обязательства. Я должен написать сценарий и сдать его до конца марта.

— Вы не так часто снимаете. Какая еще есть работа помимо написания сценария?

— Снял рекламу коньяка и не только. В принципе, я нахожусь в профессии, не приходится заниматься подработками. Сейчас все озадачены тем, что будет дальше. Перспективы не совсем понятны. Много ходит разговоров о том, что судьба платформ близится к концу. Я открыл одного писателя, пока не буду его называть. Мы подали заявку в Минкульт и надеемся на поддержку. Есть сценарий сериала, который мы долго писали по роману «Отдел» Алексея Сальникова, которого знают по книге «Петровы в гриппе и вокруг него».

Александр Хант.

— Хотели бы сами снять сериал?

— Да. Мне очень нравится история и то, как мы ее обратили в сценарий. Надеюсь, что сможем его реализовать.

— Ваша жена Наталья, отмеченная в Тобольске премией за лучшую операторскую работу, тоже училась с вами в Петербурге?

— Нет, мы познакомились во ВГИКе. Она окончила мастерскую Вадима Юсова. Наталья много чего успела. Недавно сняла с Алексеем Германом-младшим фильм «Воздух». Начинала не она, а другой оператор, но большую часть сняла именно Наталья. Она полгода провела в Петербурге, а потом еще два месяца в павильонах Москвы. Прошла огромный путь.

— Трудно, наверное, женщине снимать военную картину?

— Да, но Наталья такая смелая, не испугалась масштабов проекта. Потом успела снять еще документальный фильм о культуре Севера, ездила в Салехард, Нарьян-Мар, Якутск. Так что дома я ее не вижу, сам воспитываю ребенка.

— На «Межсезонье» вы впервые вместе работали?

— Да, это первая наша совместная работа. Мы после нее успели поработать на небольших проектах.

— За пять лет вы сняли две картины? Много это или мало?

— Меня тяготит длинная дистанция. Чаще надо снимать. Попробую быстрее снимать и быстрее монтировать. Мы же очень долго в Екатеринбурге прожили, целых полгода. У нас было больше ста смен. И это при отсутствии господдержки. Мы приехали снимать на свои деньги, на то, что нашел продюсер Максим Добромыслов, и все пошло не по плану. Рассчитывали на 30–35 смен. А у нас героиня руку сломала в первые дни.

— Какова судьба «Межсезонья»? Фестивальная есть, а что дальше?

— Судьба картины зависит от того, получим мы прокатное удостоверение или нет. У всех жизнь сейчас не самая простая, но, надеюсь, найдем возможность выйти в прокат. Идеальный план — командой проехать с картиной по разным городам страны, организовать творческие встречи и, может быть, актерские тренинги.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28754 от 31 марта 2022

Заголовок в газете: Псковские подростки лишились соцсетей

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру