Украинцы пригрозили акцией протеста перед показом фильма Серебренникова в Каннах

Режиссера поставили перед выбором: отказываться от участия в кинофестивале или нет

Чем ближе 75-й Каннский кинофестиваль, а он откроется 17 мая, тем сильнее обостряется ситуация вокруг участия российской картины в его основном конкурсе. Украинские кинематографисты намерены устроить акцию протеста на Лазурном Берегу, если руководство киносмотра проигнорирует обращение Госкино Украины о недопустимости показа там «Жены Чайковского» Кирилла Серебренникова.

Режиссера поставили перед выбором: отказываться от участия в кинофестивале или нет
Кадр из фильма «Жена Чайковского».

Несмотря на недавнее обращении Гос-агентства Украины по вопросам кино к президенту фестиваля Пьеру Лескюру о недопустимости одновременного представления в Каннах фильмов России и Украины, пока идут боевые действия на ее территории, дирекция главного мирового киносмотра не отказалась от своего выбора. То есть украинская картина «Видение бабочки» Максима Наконечного, как и было заявлено, будет показана в «Особом взгляде», а «Жена Чайковского» Серебренникова — в основном конкурсе. В связи с этой ситуацией украинские кинематографисты намерены провести акцию протеста непосредственно в Каннах, очевидно, перед показом российской ленты. Детали пока неизвестны.

Серебренников.

То, что «Жена Чайковского» — независимый проект, сделанный не на государственные деньги, — в расчет не принимается, слишком накалена атмосфера, и тут не до нюансов. К тому же называется имя российского олигарха, профинансировавшего картину, а он попал под санкции, что только добавляет масла в огонь.

Каннский фестиваль привык к протестам и ультиматумам со стороны противоборствующих стран. Они периодически поступают в адрес дирекции и всякий раз связаны со сложными национальными и геополитическими проблемами. На набережной Круазетт постоянно проходят антивоенные и другие акции и забастовки, что, как ни цинично это звучит, только подогревает интерес к самому фестивалю, хотя и мешает его работе. По мнению делегата Каннского кинофестиваля и его отборщика Жоэля Шапрона, недемократично диктовать свои условия в принципе. «Каннский кинофестиваль имеет полное право приглашать фильмы отовсюду, несмотря на политику, иначе это означает, что политика важнее культуры», — сказал он. Происходящее напомнило ему времена СССР.

Между тем профессионалы киноиндустрии, кинокритики России, Украины и США предлагают Кириллу Серебренникову самые разные варианты поведения. Кто-то считает, что ему следует самому отказаться от участия в фестивале и таким образом выразить свою позицию. Если же он предпочтет участие, то наверняка сделает заявление перед показом картины и на пресс-конференции о происходящем в двух странах. Серебренникову вменяют в вину, что он до сих пор публично не высказался относительно спецоперации. Его также многие не считают борцом с режимом, несмотря на то, что он находился под домашним арестом, подвергался преследованиям, был осужден по делу «Седьмой студии» и лишился возможности работать на родине. Знатоки фестивальной политики утверждают, что его отказ от участия в конкурсе будет расцениваться исключительно как протест против Каннского киносмотра. К примеру, отказ Александра Сокурова участвовать в нем, пусть и по несколько другим причинам, так и расценили. Он решил не представлять свою «Сказку» о Второй мировой войне, поскольку считает, что его сложную картину на Лазурном Берегу просто не поймут. Решение Сокурова обусловлено и отказом фестиваля пригласить в программу работу его ученицы, снятую в Чечне.

Сокуров.

В Каннах покажут еще один фильм на русском языке в секции спецпоказов — «Естественная история разрушения» Сергея Лозницы, который позиционирует себя как украинский режиссер, хотя много лет живет в Берлине, родился в Белоруссии, учился и работал в России, но и в Киеве тоже. Чуть раньше Украинская киноакадемия лишила его членства и потребовала от мирового киносообщества не считать украинским кинематографистом.

Лозница.

Случилось все после того, как Лозница, снимающий критические по отношению к политике России фильмы, высказался, что неправильно призывать к запрету всех русских фильмов в мире. В своем обращении он написал: «Происходящее сейчас на наших глазах ужасно, но я прошу вас не впадать в безумие. Нельзя судить о людях по паспорту. Судить можно только по их поступкам. Паспорт — это всего лишь случайность рождения, а поступок — это то, что человек совершает сам».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28771 от 25 апреля 2022

Заголовок в газете: Час пик для Кирилла Серебренникова

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру