Музею скульптора Голубкиной решили вернуть исторический облик

В ходе реставрационных работ была найдена уникальная плитка

Музей - мастерская Анны Голубкиной (отдел Третьяковской галереи) первый в России и четвёртый в мире музей одного художника-скульптора. В ходе реставрационных работ Дом Сабашниковых по большому Левшинскому переулку, где 17 лет работала известный скульптор, обретёт свой исторический вид, увеличит площади, а уникальные находки покажут посетителям.

В ходе реставрационных работ была найдена уникальная плитка

Анна Голубкина – русский скульптор, с интересной судьбой, её жизнь напоминает череду взлётов и падений, но именно она оставит яркий след в жизни художественной культуры конца XIX начала XX века. Важно понимать, что в то время, профессия художника, а тем более скульптора, считалась мужской и к женщинам, решившим заявить о себе на этом поприще, относились крайне скептично. Однако дерзкой уроженке Зарайска всё-таки удаётся с первого раза поступить в училище Московское живописи, валяния и зодчества. Учебу она продолжит в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. 

В 1895 году она отправляется во Францию, где берет уроки у известных скульпторов, консультируется с Огюстом Роденом. С этого момента, начинается ее взлёт. Выставленная на  Весеннем Парижском  Салоне  ее  работа «Старость» удостоится бронзовой  медали. О ней начнёт писать пресса, в  Россию русский скульптор вернется уже известной.

В 1910 году Голубкина снимет две мастерские на втором этаже во флигеле дома 12, принадлежавшего семье Сабашниковых, расположенного в Большом Левшинском переулке и будет творить там 17 лет,  создаст здесь портреты самых видных литераторов Серебряного века – Алексея Толстого, Андрея Белого, Вячеслава Иванова, а также сделает из тонированного гипса рельеф «Пловец», до сих пор украшающий фасад МХАТа в Камергерском переулке. 

В 1932 году после смерти Анны Семёновны родственники передали государству ее работы. И в мастерской открылся музей. Со временем он постепенно расширялся, сначала занимая только второй этаж флигеля, а затем и первый. Но к 2017 году здание обветшало, ему потребовалась реставрация - тогда то и было принято решение совместить основную часть здания с флигелем, что в свою очередь позволит увеличить площадь музея с 400 до 1000 кв. метров. 

Правда сейчас только плакаты на стенах напоминают о том, что здесь находится музей. А так в основном - облезлые серые стены, разобранные полы и много ремонтного мусора. Заместитель гендиректора по развитию музейных пространств Анна Гафар объясняет:

Была разработана концепция нового музея и по плану развития Третьяковской галереи музей Анны Голубиной должен стать центром скульптуры, аккумулирующий знания об искусств скульптуры. Поэтому было принято решение объединить основную часть здания (дом Сабашниковых), и флигель (на его втором этаже размещались ее мастерские), а на присоединённой площади будет большой выставочный зал.

По словам специалиста, возле музея возродят сад, который скульптор очень любила и называла «Мой Мисхор». Кстати, в саду сохранилась липа, которая росла здесь ещё при жизни Голубкиной - о ней она не раз упоминала в воспоминаниях и письмах. В планах также восстановить помещение, служившее жилой комнатой мастера: о ней долго велись споры, так как эта комната, настолько маленькая, что долгое время её называли чуть ли не кельей. А вот на втором этаже расположатся библиотека и мастерские.  

В одной из мастерских сквозь большие высокие окна свет заливает всё пространство. Со временем здесь установят печь, точно такую, что была при  Голубкиной и восстановят полы, причём подлинные - их обнаружили, когда сняли нынешнее покрытие. В ходе обследования помещения также обнаружили, что лестница и межлестничная площадка, которая находилась здесь ещё при жизни Анны Семеновны, была залита бетоном на 30 сантиметров, и после её вскрытия там обнаружили уникальную линолеумную плитку с мозаичным декором 1900 года. Вернут мастерской и зашитое в потолке окно, некогда служившее источником света. Им Голубкина пользовалась для освещения работ сверху. Ведь она  работала только при дневном освещении и на двери у нее всегда висела записка, «Не беспокоить пока светло». 

Предания сохранили историю, однажды произошедшую в мастерской. Как-то Анна Семёновна лепила портрет художника Никифорова, но скульптура выходила у неё настолько  большой и тяжёловесной, что в какой-то момент ваятельница услышала, как под тяжестью глины затрещали балки, и она чудом успела их растащить и разобрать скульптуру - настолько невероятной силой обладала эта женщина. А скульптуру Никифорова ей пришлось создавать заново.

Интерактивная карта, которая со временем появится в доме по Большому Левшинскому переулку, расскажет в каких ещё музеях страны хранятся работы Голубкиной, там же будет письменное обращение ее родственников от 1932 года, подтверждающее факт дарения государству всего ее творческого наследия.

Очень многие музеи в нашей стране создавались по воле потомков, которые передавали государству коллекции, - рассказывает  Анна Гафар. - Наш долг перед художниками и потомками помнить, почему и как они возникали, что у каждого музея есть своя история,  И не было бы воли, не было бы и музея.

Началась реставрация музея скульптора Анны Голубкиной: кадры ремонта

Началась реставрация музея скульптора Анны Голубкиной: кадры ремонта

Смотрите фотогалерею по теме

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру