Феномен Питера Пауля Рубенса: был не только художником, но и дипломатом

В этот день 415 лет назад родился важнейший фламандский представитель эпохи барокко

415 лет назад, 28 июня 1577 года, в Зигене (Германия) родился один из крупнейших художников эпохи барокко Питер Пауль Рубенс. Он выступил зачинателем барочного стиля в живописи и стал важной личностью в истории европейского искусства: даже спустя столетия к его творчеству обращались Эжен Делакруа, Пьер Ренуар и Винсент Ван Гог.

В этот день 415 лет назад родился важнейший фламандский представитель эпохи барокко
Портрет Джона Вильерса, герцога Бэкингема. 1625.

тестовый баннер под заглавное изображение

    Творчество Рубенса остается обязательным при изучении истории европейского искусства. Художник стоит у начала нового стиля в европейской живописи – барокко. Питеру Рубенсу и другим мастерам эпохи, например Караваджо, удалось привнести в искусство экспрессию, открыть значимость эмоционального напряжения в живописи: вопреки рационализму Реформации, они показывают чистую, неприкрытую человеческую эмоцию. 

Не просто так импрессионисты обращали внимание на картины Рубенса: он делает тени цветными, использует промежуточные оттенки, обращается к контрастам. Именно цвет и его оттенки завораживали импрессионистов, и Рубенс – один из первых художников, распознавших важность цвета в живописи.

В 10 лет Питер Рубенс лишился отца, и вдова осталась одна с дочерью и двумя малолетними сыновьями. В школе Рубенс проявил необыкновенные способности к гуманитарным наукам. Он отлично знал латинский, французский, итальянский, нидерландский и другие языки, имел хорошую память. Уже здесь обнаружилась тяга Рубенса к античности, которую он сохранит на всю жизнь. Обучение закончить не удалось из-за отсутствия денег.

Мать будущего художника смогла пристроить его пажом к графине де Лален, где он продолжил заниматься науками. В богатом доме Рубенс получил превосходные манеры, светские навыки и чувство вкуса, которые не раз помогут ему в жизни. В 14 лет Рубенс заявил матери, что хочет стать художником. Она поддержала сына, и он стал обучаться у фламандских мастеров: у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта и Отто ван Веена, главного художника Фландрии на тот момент. Отто ван Веен стал самым важным учителем Рубенса – горячий поклонник Италии и античности, он привил своему ученику художественный вкус и любовь к античному искусству. В 1600 году художник отправился в традиционную для творцов того времени поездку в Италию – наследницу античности, которую Рубенс воспевал до конца жизни.

Успех в Риме и возвращение на родину

В 1608 году Рубенс получает заказ от ректора ораторианцев в Риме для церкви в Фермо на традиционный сюжет живописи – «Поклонение пастухов». Эта картина приносит первую известность художнику. За восемь лет своего пребывания в Италии Рубенс успел поработать живописцем на службе у герцога Винченцо Гонзага, покровителя искусств, копируя уже написанные картины и рисуя в жанре портрета, в котором ему было просто тесно: влекла монументальность. Тем не менее итальянский период Рубенса чрезвычайно важен для становления зрелого таланта художника – здесь он учится у признанных деятелей Ренессанса – у Тициана, Веронезе, Корреджо, Микеланджело, впитывает античное искусство и делает из него вечный, неподражаемый эталон.

В «Поклонении пастухов» уже видна творческая манера Рубенса – бережное обращение со светотенью, игра контрастов. Заимствуя у итальянского художника Корреджо композицию картины, Питер Рубенс всё же меняет её, приближает пастухов к Христу и нас, то есть зрителей, к героям картины, укорачивая границу переднего плана.

На пике своей популярности, имея новые открывшиеся возможности в Италии, Рубенс получает весть о болезни матери и возвращается на родину в Антверпен. Там он и прожил до конца своей жизни.

"Поклонение пастухов", 1608.

«Конвейер» искусства и богатство

Привилегии, полученные от эрцгерцога Альберта и инфанты Изабеллы, начало двенадцатилетнего перемирия, остановившее долгую войну между Испанией и Республикой соединённых провинций (Голландией), наконец, женитьба на 18-летней Изабелле Брант убедили художника остаться в Южных Нидерландах.

Всего лишь за пару лет Рубенс становится важнейшим художником во Фландрии, здесь он пишет ряд программных картин: «Поклонение волхвов», «Водружение креста» и «Снятие с креста». Ему посвящают стихи, его боготворят, а начинающие художники массово просятся к Рубенсу в ученики – число доходило до сотни.

Рубенс имел предпринимательскую жилку и знал, как себя обеспечить. Творческое наследие художника – приблизительно 3000 картин, однако большинство из них написаны в соавторстве с учащимися в его мастерской. Фламандский художник сочинял композицию, делал эскизы, а затем отдавал ученикам. Лица и наиболее важные места Рубенс рисовал и дорабатывал сам. Так автору удалось организовать масштабное производство искусства, удовлетворяя невероятный спрос на его кисть. Зачастую таким способом создавались копии уже написанных им картин или однотипные портреты.

Различные привилегии, в том числе государственные гонорары и налоговые послабления, невероятная популярность и огромная работоспособность Рубенса позволили нажить редкое для художников состояние, о чем свидетельствует наследство, которое он оставил своим детям. Раздел имущества после смерти Рубенса занял несколько лет, недвижимость и большая художественная коллекция были оценены в 400 000 флоринов, огромная сумма на тот момент.

Не только художник, но и дипломат

Известный анекдот гласит: «Господин дипломат балуется живописью? Ошибаетесь, это живописец балуется дипломатией». Под конец 1620-х годов Рубенс активно пытается сделать карьеру в дипломатии: во время нового обострения отношений в Европе и готовящейся войны, художник-дипломат выражает неудовольствие агрессивной политикой Испании и пытается добиться мирных переговоров. Его не воспринимали всерьез, однако скоро Рубенсу пришел приказ с мадридского двора – предъявить всю дипломатическую переписку с англичанами. Рубенс согласился и попросил разрешения лично привезти необходимые письма. Официальным поводом стало написание парадного портрета короля. Питер Рубенс, во время пребывания при дворе, занимался преимущественно живописью, и Филипп IV часто посещал обустроенную для художника мастерскую, выражая явный интерес не только к искусству, но и связям и способностям Рубенса.

Филипп IV назначает Рубенса секретарём Тайного совета Нидерландов и отправляет с дипломатической миссией в Лондон, где у художника был высокопоставленный друг и поклонник его творчества – герцог Вильес Джордж Бекингем, первый министр Карла I, английского короля. Ещё до миссии в Англию Рубенс активно снабжал брюссельский двор сведениями из Британии, однако тогда его информации не придавали особого значения.

Главной целью Рубенса было заключение договора между Испанией и Англией, Испанией и Соединенными провинциями. Дипломатическая миссия Рубенса кончилась полным провалом, хотя спустя время Испания и Англия всё же составили договор. По возвращении из Лондона художник лишился большинства учеников. После неудач Рубенс решил оставить свои дипломатические амбиции и посвятить себя искусству.

Написал посмертный портрет 12-летней дочери

Жизнь Рубенса выдалась на редкость для художника счастливой. Богатый, красивый, успешный, удачно женившийся мужчина. Однако в 1623 году происходит тяжелая трагедия – умирает его 12-летняя дочь Клара Серена, а ещё через три года – жена, Изабелла Брант. Обе умерли от разбушевавшейся чумы.  

Рубенс пишет «Портрет камеристки инфанты Изабеллы» три года, и споры, кто изображен на нем – идут до сих пор. Тем не менее самой вероятной версией остается Клара Серен. Имеются два наброска, считающиеся ранними портретами дочери художника, на основании которых и делают вывод о личности героини картины.

"Портрет камеристки инфанты Изабеллы". 1623—1626 гг.

Этот портрет занимает важное место в творчестве Рубенса – «Портрет камеристки инфанты Изабеллы» не типичный парадный портрет, а психологический. Рубенс заостряет внимание зрителя на лице девушки, которое как бы светится на черном строгом фоне, на её внутреннем мире. Золотистый акцент волос повторяется на груди, а сережка в виде слезы, возможно, намекает о горе Рубенса.

«Портрет камеристки инфанты Изабеллы» представляет собой идеализированное изображение девушки. Для позднего творчества Рубенса характерна гармония, отражение «золотого века», противопоставление его «веку железному», напряженные и экспрессивные сцены отходят на второй план, и «Портрет камеристки…» – важная веха на этом этапе.

Обожал сильные и пышные тела

На картинах Рубенса даже измученный Иисус Христос на картине «Снятие с креста» мускулист и прекрасен. В этом нет ничего особенно Рубенского – это признак барочной эпохи. Точно так же рисовали многие мастера: Якоб Йорданс, Антонис Ван Дейк, ученик Рубенса. Шаги к натурализму только-только сделаны Караваджо, и окончательная победа натурализма произойдет только спустя 200 лет, когда реалистическое направление захватит европейское искусство.

Фрагмент с Иисусом с картины Рубенса «Снятие с креста».

Для женщин Рубенса существует термин – «рубенсовская женщина». Пышные, дородные – таков идеал эпохи барокко. Рубенс будто одержим изображением человеческой плоти: кожа, мышцы, хрящики дают бесконечное сочетание светотени, линий и форм, и движение только обогащает картины.

Рубенсовские женщины отображают изобилие земных благ, гармонию с природой, здоровье и сексуальность. Вторая жена Рубенса, Елена Фоурмен, имевшая такие же формы, стала его вдохновением на годы, и её лицо узнается во многих картинах художника. После смерти мужа Фоурмен хотела избавиться от работ, где она изображена обнаженной, однако многое удалось спасти, включая знаменитую «Шубку», написанную в подарок жене. Предполагается, что изображена богиня Венера, но никто из современников не обманывался – давать обнаженным героиням картин имена античных героев есть дань приличию.

"Шубка", 1638 г.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру