Ведущие артисты «Ленкома» восстали против выпадов Александры Захаровой

«Стала орудием манипуляции тех, кто преследует свои далеко идущие цели»

Конец сезона. Но в «Ленкоме», кажется, терпение лопнуло. Руководство и актеры решили положить конец обвинениям, которым вот уже больше года популярный театральный коллектив подвергается со стороны его актрисы Александры Захаровой.

«Стала орудием манипуляции тех, кто преследует свои далеко идущие цели»

Во-первых, еще в конце мая директор театра Марк Варшавер обратился в прокуратуру Москвы с просьбой возбудить уголовное дело за распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство, а также подрывающих деловую репутацию театра. А известные ленкомовцы высказали свое отношение к происходящему в театре – это во-вторых.

Директор театра, заслуженный деятель искусств Марк Варшавер считает, что своими заявлениями о нем и о театре Александра Захарова дискредитирует память своего великого отца.  

– Каждое слово в ее статьях – ложь! – комментирует Марк Борисович. – Люди знают меня, знают, что происходит в театре и что сделано за те три года, которые нет с нами Марка Анатольевича. Да, по моей просьбе Александра Марковна доделала последний спектакль отца и после этого, видимо, решила: «Если я сорежиссер Захарова, значит, сама имею право быть и режиссером, и художественным руководителем...» Я обратился к мэру Москвы, чтобы назвать театр «Ленком Марка Захарова», и тут уж Александра Марковна подумала, что должна по наследству владеть театром. И когда меня назначили руководителем, она пошла по высоким кабинетам и стала говорить: «Уберите Варшавера – он загубил театр! Театр у нас сегодня – ниже плинтуса!»

Но «ниже плинтуса» – это, простите, лучшие зарплаты в Москве, надежная социальная защита всех без исключения сотрудников, чистота и красота в театре. Однако без творчества и интересных спектаклей, без ярких актерских работ все было бы напрасно. После ухода Марка Анатольевича мы выпустили восемь спектаклей, а сейчас готовятся еще три премьеры с участием наших выдающиеся актеров. Но уж совсем «ниже плинтуса» можно считать ее заявление о том, будто я ждал смерти Захарова, что, мол, она сама не понимает, «почему он умер». Как на это реагировать?..

Я многое сделал для того, чтобы Марк Анатольевич прожил как можно дольше: в 90-е, при содействии Юрия Михайловича Лужкова, отправлял его в Германию на операцию и потом на реабилитацию (а тогда это было сложно сделать). За несколько дней до смерти Марк Анатольевич звонил мне: «Марк Борисович, заберите меня из больницы, я хочу на сцену, хочу репетировать...»

Я не собираюсь Александре Марковне мстить за клевету – я директор театра, и служение театру для меня превыше всего. Пусть она работает как положено, получает что положено. Я знаю, что она проиграет суд. Александра Марковна делает все, чтобы меня дискредитировать. Но дискредитирует она – себя…

Народный артист России Александр Збруев работает в театре 60 лет. При нем сменилось пять художественных руководителей, пять директоров – некоторые из них, считает Александр Викторович, были гениальными, как, например, Анатолий Эфрос и Марк Захаров. Он помнит, как после ухода Эфроса в «Ленкоме» начался упадок, и артисты, воспитанные выдающимся режиссером, переживали драму в личной жизни и профессии. Поэтому, когда не стало Захарова, многие испытали нечто похожее, не понимая  как жить дальше.

– Сейчас «Ленком» возглавляет Марк Борисович Варшавер, директор с расширенными полномочиями, – говорит Александр Збруев. – Он уверенно занимает свой пост и добивается того, чтобы в нашем театре все было на 100–150 процентов. Никого не оставляет в беде, всегда придет на помощь, и творческая жизнь у нас не останавливается: те, кто не работал при Захарове много лет или выходил только в массовых сценах, сегодня много играют и имеют возможность  проявить себя. 

Марк Варшавер.

Мы идем вперед, и тут главное, чтобы нам не мешали люди, которые находятся среди нас. А они просто вредят, настраивают труппу, распространяют ложь о нашем театре. Зачем это?..

Народный артист РФ и режиссер Александр Лазарев, как и многие его коллеги, признаёт, что после ухода Марка Анатольевича жизнь в театре изменилась.

– Вопрос в том, что видеть в этих изменениях? – говорит Лазарев. – У Александры Марковны свой взгляд на происходящее в театре, у меня свой. Мы понимаем, что восстановиться после такой тяжелой утраты непросто, но мы восстанавливаемся, идем той дорогой, которую нам проложил Марк Захаров. Выходят достаточно успешные премьеры, молодежь плотно занята в репертуаре. Театр живет, и я это вижу на собственном опыте: имею счастье репетировать новый спектакль и вижу, с какой радостью и удовольствием люди приходят на репетиции. Это о многом говорит. А Александра Марковна, хоть и является дочерью Марка Анатольевича, сейчас раскачивает лодку изнутри... 

Тему перемен, которые после ухода из жизни Захарова переживает «Ленком», продолжает народная артистка России Анна Якунина:

– Думать в это время о каких-то  интригах – мелко. У нас в театре никогда не было закулисных склок, и Александра Марковна это прекрасно знает, – говорит Анна. – И если у нее есть какие-то претензии, надо, наверное, выходить к труппе. Мы только и слышим о «грязном белье» в «Ленкоме», но это же не разговор о его художественной политике, развитии... На сегодняшний день все испытывают чувство благодарности по отношению к Марку Борисовичу Варшаверу: молодые артисты хотели играть – играют. Мы имеем возможность прийти к нему в кабинет, сказать, что нас не устраивает...

И самое главное, что у нас с руководством есть диалог. Сейчас мы объединились вокруг Александра Лазарева и его желания поставить «Бег» Булгакова. Прекрасен и материал, и стремление Александра следовать традициям Захарова – на репетициях это чувствуется.

– Атмосфера в театре напряженная из-за противостояния нашего директора и Александры Марковны, интервью которой то и дело появляются в СМИ, и это напряжение передается на сцену, – считает народный артист России Виктор Раков. – Оппонент Марка Борисовича говорит о том, что если она станет худруком, то будет поддерживать захаровскую школу. 

Виктор Раков.

Но у меня большие сомнения на этот счет, потому что, потеряв контакт с коллективом, руководить им невозможно либо возможно только в приказном порядке. А это повлечет за собой массовый уход артистов из театра. Надо заниматься творчеством...

За «Ленком», который при Марке Захарове никогда не позволял себе выносить сор из избы, больно и обидно. По мнению заслуженного артиста России Игоря Миркурбанова, это разрушает атмосферу любого коллектива: 

– Могу только посочувствовать и с болью отнестись к тому, что написано в интервью Александры Марковны, потому что это разрушительно прежде всего для нее самой. Мне кажется, она стала орудием манипуляции тех, кто преследует свои далеко идущие цели.

Также очевидно, что кто-то воспользовался ее нестабильным эмоциональным состоянием в связи с утратой отца. Сейчас она вступила в зону борьбы за так называемую «справедливость», которая делает ее не очень счастливой. Мне кажется, ее отец был бы сильно огорчен теперешним положением дел, этим затяжным конфликтом. Я очень сочувствую ей, мы, ее коллеги, никогда не становились ее врагами.

В какой-то момент Александра Марковна поставила себя в зону жесткой оппозиции к тому, что происходит в театре. В нем случается разное, но в нем происходит и много хорошего, а рыться и находить только повод для затяжной войны с Марком Борисовичем Варшавером, превращать его из соратника во врага – значит, усомниться в самом Марке Анатольевиче. То есть получается, что Марк Анатольевич держал рядом с собой порочного человека.

Никто не может усомниться в проницательности, рациональности, жесткости Захарова: он видел людей насквозь – и актеров, и тех, кто его окружал. И Марк Борисович не мог бы находиться рядом с Марком Анатольевичем 40 лет, если бы он был таким, каким рисует его Александра Марковна. И уж совсем глупо обвинять всех в страхе перед руководством. Кого обвинять? Меня, Збруева, Ракова, Степанченко?..  

Мнение народного артиста России Сергея Степанченко однозначно:

– В пандемию важно было не растерять зрителей, и сегодня мы делаем все, чтобы зрителей в зале становилось не меньше, а больше, – говорит народный артист. – В непростые времена, когда стране живется нелегко, мы прикладываем все усилия, чтобы зрителю с нами было интересно. Мы не пытаемся отсиживаться за бастионами былой славы – во многих наших старых спектаклях прекрасно работают молодые актеры, они  востребованы.  Сегодня у всех равные права, а вот как дальше артист будет реализовать это право – дело его таланта и  дарования. 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру