Поэт Тихон Синицын предложил птичий символ Крыма

Какие редкие пернатые живут или гостят на полуострове

Среди писателей-классиков очень многие пристально наблюдали за миром природы. А что современные литераторы – идут ли они по стопам великих предшественников? Чтобы выяснить это, корреспондент «МК» пообщался с поэтом и, по совместительству, бердвотчером из Севастополя Тихоном Синицыным. К слову, в этот англоязычный термин, обозначающий орнитолога-любителя, занимающегося наблюдением за птицами в естественной среде обитания, наш собеседник вкладывает что ни на есть русские смыслы.

Какие редкие пернатые живут или гостят на полуострове
Фото: Максим Стефанович

- Тихон, у тебя есть цикл стихотворений «Друг всех птиц», в нем упоминаются крачки, удоды, горихвостки, сычи. А еще ты называешь в поэзии каменок, жаворонков, зимородка, уток, ходулочника, бекаса, бакланов и, конечно, чаек. Неужели вся эта пернатая живность обитает в Крыму?

- Крым сочетает в себе разные климатические зоны – мелководные заливы, бухты, горы, субтропики и степь. Каждому типу ландшафта свойственны свои виды животных. И получается так, что видовое разнообразие большое, а их концентрация на территории невысокая. Чтобы найти интересного представителя фауны, нужно очень постараться.

А вообще у нас обитает более 400 видов птиц. Некоторые из них стали появляться в регионе относительно недавно. Это и так называемые «вселенцы» («поналетевшие» в непривычные для них места обитания, - И.В.) и пролетные птицы (появляющиеся в том или ином месте во время миграции, не связанной с гнездованием). У нас в последнее десятилетие стали зимовать фламинго! Они селятся в заливах в холодное время года. Из интересных гнездящихся птиц стоит назвать (я их еще сам не видел) розовых кудрявых пеликанов. А в лесу я мечтаю встретить черного аиста.

Не только птицы, но и звери прекрасно себя чувствуют в Крыму. Фото: Тихон Синицын

- Крылатые хищники у вас есть?

- Часто наблюдаю белоголовых сипов и черных грифов, это одни из самых крупных птиц в Европе с размахом крыльев около двух с половиной метров. Они живут в горах, и стали встречаться даже в горной части Севастополя.

Тихон Синицын

- Чтобы фламинго отыскать, куда нужно ехать? Ты можешь назвать точное место на карте?

- Нет, и никто не может. Фламинго проводят какое-то время на берегу соленых озер близ Феодосии. Их наблюдали в западном Крыму, в районе Евпатории и Тарханкутского полуострова.

У нас была такая радость пару лет назад, я даже об этом очерк написал – фламинго прилетели в Севастополь в одну из бухт.

Баклан. Фото: Тихон Синицын

- Из местных жителей бердвотчеров у вас немало? Они общаются, как-то взаимодействуют и делятся «наводками» на «хлебные» в птичьем смысле места?

- Это небольшая группа людей, изначально связанных с академическими учеными-орнитологами. Главным ныне живущим специалистом остается Михаил Бескаравайный, он создал справочник «Птицы Крымского полуострова». С ним мы постоянно контактируем, он - научный сотрудник Карадагского заповедника.

Лебедь-шипун. Фото: Тихон Синицын

К сожалению, этой зимой не стало прекрасного ученого Виталия Гирагосова, выдающегося биолога, изучавшего орнитологическую фауну Севастополя. Причем профессионально он занимался исследованием рыб, ихтиологией, но птицы оставались его любовью юности. Ему я посвятил стихотворение:

Друг всех птиц выходит на причал,
Провожает редкую казарку.
Вот, миндаль, цветущий одичал.
В феврале необъяснимо жарко.

Южные влечёт полутона —
Средиземноморский буревестник.
У бессмертья птичьи имена.
Бережно бормочет их кудесник,

Друг всех птиц, святой натуралист,
Замечает сиринов в бинокль.
Зябликов не исчезает свист,
Без него бы стало одиноко.

Среди других ученых можно отметить Григория Прокопова и Игоря Сикорского. Наши коллеги, фотохудожники и натуралисты, есть во многих городах, и для всех птицы стали объединяющим началом.

Серая цапля. Фото: Тихон Синицын

- Я знаю, ты занимаешься проведением тематических экскурсий с уклоном в историю и литературу. Птичьи маршруты еще не обрели популярность?

- Я таких походов пока не организую, но есть фотохудожник Вячеслав Лузанов, он профи в бердвотчерских турах. Это перспективное направление. Но мне кажется, что там, где много птиц, не стоит появляться большому количеству людей. Я бы не хотел, чтобы обыватели массово шли к нетронутым островкам дикой природы.

Малая белая цапля. Фото: Тихон Синицын

- Чтобы начать «фотоохоту», какое оборудование понадобится бердвотчеру на старте?

- Я в студенческие годы участвовал в археологических раскопках, и понял, что главное там – это методично исследовать культурный слой. То же касается и наблюдения за птицами. Самое главное – руководствоваться этическими принципами того, как это нужно делать. И, кроме того, нужен фотоаппарат с хорошим объективом, желателен бинокль, но главное – это установка на осмысленность занятия. Просто собрать оборудование – я думаю, этого мало.

Удод. Фото: Тихон Синицын

- Диктофон нужен для записи птичьих голосов понадобится?

- Для меня это не принципиальный вопрос – делать качественную техническую фиксацию. Меня волнует проблема мониторинга видового состава. Для этого специальные гаджеты не нужны, нужно разбираться в птицах.

Ходулочник. Фото: Тихон Синицын

- Что в результате получается – дневник наблюдения, какие-то таблицы и графики?

- Есть специализированные чаты, и «настоящие» ученые учитывают информацию, собранную «любителями», чтобы расширить свои представления о распространении птиц в той или иной местности.   

- У тебя же диплом гуманитария, плюс ты писатель, почему решил «сменить профессию»?

- Это было мое главное увлечение детства. Я вырос на книге, которая называлась «Биологический энциклопедический словарь», он у меня до сих пор над кроватью стоит. Я собирался стать биологом, но жизнь сложилась по-другому.

Там самая черепаха. Фото: Тихон Синицын

- Каким открытием ты можешь похвастаться?

- Это локальные, частные находки, не обязательно на птицах завязанные. Я несколько недель назад поймал в метрах двухстах от берега, проходя на моторной лодке, черепаху в море. Черепахи не водятся в открытом море, но вот она, болотная черепаха, обитательница пресных водоемов, в черноморской воде. Как она туда попала – неизвестно, может, селевым потоком вымыло к берегу и унесло течением еще дальше. Но я провел опрос, и оказалось, что и другие крымчане обнаруживали черепах в подобных условиях. А это меняет представление о существовании данного вида. Из птиц – я наталкивался на морского голубка, на редкие виды чаек или куликов. Но это все тонкости. Настоящим открытием остается встреча ищущего с искомым в неожиданной локации. Это само по себе ценно как внутренняя, экзистенциальная радость. Не нужно находить тираннозавра, чтобы чувствовать себя доморощенным Карлом Линнеем. Так и бердвотчеру позволительно сделать намного меньше.

Фото: Тихон Синицын

- Какую птицу ты бы назвал символом Крыма? В Донбассе – орел, а у вас?

- В банальном плане это, конечно, чайка, но она встречается повсеместно. С чайкой-хохотуньей чаще всего контактируют гости. Но это агрессивное создание, способное съесть даже голубя! Ее не стоит очень романтизировать. Так что для меня настоящим символом выступает сокол-сапсан. Это самая красивая и удивительная птица.

Чомга. Фото: Тихон Синицын

- Но на официальном гербе Республики Крыма мы видим не сапсана, а грифона. Почему мифический персонаж победил реальное живое существо?

- Грифон - один из древнейших символов Крыма, Тавриды, Таврики. Он присутствует на легендарном барельефе античного Херсонеса. Образ грифона укоренен в нашей геральдике, особенно много их в Керчи. В средневековом Крыму стилизованный грифон был представлен даже в христианском декоративном искусстве.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру