Заменить «Кинотавр» оказалось не таким простым делом

Какие фестивали претендуют на вакантное место

В сентябре должен был состояться Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр» - главный смотр национального кино, многие годы проходивший в Сочи. На него рвались кинематографисты. Многие из них готовы были на все, вплоть до угроз в адрес отборщиков, лишь бы получить возможность премьерного показа в Зимнем театре. Впервые за долгие годы фестиваль не состоялся.

Какие фестивали претендуют на вакантное место
Звездная дорожка «Кинотавра».

Его судьба оказалась неизвестна, после того, как в феврале страну покинул многолетний руководитель киносмотра Александр Роднянский. Фильмов накопилось достаточно, выхода у них никакого не было. Прокат начал загибаться, кинотеатры закрываются, на международные фестивали никого не приглашают. От российских  премьер отказались Канны и Венеция. Исключения редки. Кроме премьеры «Сказки» Александра Сокурова в Локарно, пожалуй, и вспомнить нечего. 

Потребность в большом фестивале авторского кино велика. Отец-основатель «Кинотавра» Марк Рудинштейн (он умер 5 декабря 2021 года) не раз говорил о том, что фестиваль надо непременно проводить на берегу моря, в красивом и небольшом городе по примеру Каннского кинофестиваля. И не имеет значения, что к морю никто из участников даже не подойдет. Просто должно быть ощущение праздника.   

Когда прошла молва о появлении фестиваля им. Станислава Говорухина, тут же заговорили о том, что он-то и станет заменой «Кинотавру». Его открытие планируется осенью в новом кино-концертном зале «Мосфильма», строительством которого занимается Карен Шахназаров. Вдова Говорухина настаивает на том, что только там и должен пройти киносмотр, носящий имя ее супруга, поскольку он долгие годы работал на киностудии. 

Разговоры о необходимости большого фестиваля не утихали. Об этом постоянно говорила министр культуры Ольга Любимова. Но организовать новое дело не так просто. Постепенно идея киносмотра Говорухина как заменитель утраченного «Кинотавра» отошла в тень. В августе частично и непреднамеренно функции сочинского киносмотра взял на себя старейший отечественный фестиваль «Окно в Европу» в Выборге, отметивший 30-летие. Ему долгое время доставались остатки с барского стола, все, то, что не попало на «Кинотавр». Но в последние годы фестиваль набрал обороты, и имел весьма представительную и интересную программу. Многие продюсеры в этом году отдали в его конкурс картины, предназначавшиеся не только «Кинотавру», но и зарубежным фестивалям.

Александр Паль на одном из последних «Кинотавров»

Еще один фестиваль, претендующий на вакантное место главного национального киносмотра, - «Новый сезон». Впервые он пройдет в середине сентября на горном курорте «Роза Хутор» в Сочи. Его организацией занимается  директор «Кинотавра» Полина Зуева. Поддержку новому начинанию оказывает Министерство культуры РФ. Есть у него одна особенность. В фокусе его внимания окажется оригинальный контент онлайн-кинотеатров. По замыслу организаторов, на фестивале сойдутся  не только новые российские картины, но и сериалы, без которых теперь не обходится почти ни один большой киносмотр, будь то Канны,  Венеция или былой «Кинотавр». «Новый сезон» призван  продемонстрировать на одной площадке актуальные жанровые и стилистические направления кинопроизводства.

В его программе обещают представить по два-три эпизода примерно четырнадцати премьерных сериалов, семь свежих полнометражных картин, созданных при участии платформ, а также фильмы, премьеры которых запланированы в онлайн-кинотеатрах. А таких с становится все больше. Некоторые продюсеры даже не мечтают о кино-театральном прокате, а изначально ориентированы на онлайн-платформы.  

Но этого оказалось мало, и только-только объявили о рождении еще одного фестиваля при поддержке Министерства культуры. Если в Сочи показы проходили в Зимнем театре, то теперь новый Форум авторского кино будет называться «Зимним» и пройдет в начале декабря в Москве. Устроители декларируют, что станет он   «авторитетной площадкой для экспертной оценки отечественной киноиндустрии  с позиций актуальных тенденций, определяющих развитие современного кино в мире». «Авторский кинематограф во все времена был двигателем великого советского, российского и мирового кино, - сообщается в презентационном послании фестиваля. - Сегодня он оказался в сложной ситуации, став заложником процессов, далеких от искусства. В зрительской среде утрачиваются традиции просмотра сложного кино. Аудиторию важно учить смотреть авторские фильмы, помогать разбираться в их структуре». 

Представят на «Зимнем» свежие авторские работы, которые оценит профессиональное жюри, состоящее из авторитетных кинематографистов. Помимо основного сформируют еще и студенческое жюри из представителей киношкол. Оно вручит награду кому-то из участников основного конкурса. Организаторами «Зимнего» стали опытные продюсеры Наталья Мокрицкая и Максим Королев.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру