В Третьяковке показали сложный ритм человечества

19 зеркальных инсталляций отразили нелинейность времени

Время не линейно, а циклично. У него есть свой сложносочиненный ритм, неустойчивый вес и меняющийся цвет. К такому выводу приходишь, оказываясь на выставке художницы Натальи Элькониной «Модель многомерного времени». Чтобы попасть в 38-й зал Новой Третьяковки, превращенный в тотальную инсталляцию из 19 гигантских зеркальных труб, нужно пройти сквозь целый век и увидеть, как трансформировалось искусство с начала ХХ века по сей день. После такого «предисловия» исследование производит особенно сильный эффект, и, кажется, сам зритель становится одним из объектов инсталляции, автор которой «препарирует» время.

19 зеркальных инсталляций отразили нелинейность времени

Зеркальные трубы, упирающиеся в потолок, издалека напоминают лабораторные цилиндры или современный орган. Обе метафоры здесь уместны, поскольку выставка Натальи Элькониной несет в себе и исследовательскую функцию, и обладает музыкальностью. При ближайшем рассмотрении оказывается, что в каждой трубе «живут» предметы, так или иначе связанные с темой исследования – временем. Так, в центральной четырехсторонней трубе мы находим корабельные часы, обвитые трубками, которые связаны в морской узел. Наталья называет этот временной «отсек» по-пастернаковки – «Судьбы сплетенья». Соседняя труба обозначена не менее поэтично – «Орбиты судьбы». Здесь в зеркальном пространстве летают шахматные пешки – каждая движется по своей спирали. Некоторые фигурки полуразрушены, словно изъедены временем. В других зеркальных трубах мы находим цепи, щипцы, плоскогубцы, шурупы, крюки, лупы, разрушенные ДНК и, конечно же, самые разные виды реальных часов – от песочных до огромных механизмов из разных шестеренок. Стрелки часов дергаются, но не двигаются с места. Некоторые циферблаты перевернуты с ног на голову. Другие разбиты надвое… 

Все эти символы времени преломляются в изогнутых зеркалах, искривляясь и приобретая иные, непривычные формы. Кажется, что инсталляция живая, движущаяся, потому что отражения постоянно меняются: стоит сделать шаг и повернуть голову – перед тобой уже другая «картинка». К тому же, трубы пронизаны светодиодными лентами, словно артериями. Они одновременно меняются цвет: плавно переходя из зеленого в синий и фиолетовый. У времени холодные, но насыщенные оттенки. 

В этом многомерном временном зеркале отражается и преломляется каждый зритель. Мы видим собственное «Я» другим и вместе с символами, заключенными в трубы, превращаемся то в фантастических чудовищ, то в цветные абстракции.   

– Время не линейно, а циклично, – говорит «МК» автор тотальной инсталляции Наталья Эльконина, – об этом свидетельствуют и последние научные исследования. Ученые говорят об изменении скорости времени, о том, что Земля совершила квантовый переход. О том, что меняются физические константы, считавшиеся неизменными. Например, изменилась частота Шумана.

Наталья Элькониной на выставке.

Здесь стоит пояснить, что в середине ХХ века физик Винфрид Отто Шуман совместно с доктором Гербертом Кенигом открыл низкие частоты земной атмосферы: так называемые «стоячие электромагнитные волны», которые впоследствии называли «волнами Шумана», – это своеобразное «сердцебиение» нашей планеты. И оно взаимосвязано с биоритмами каждого живого существа на Земле.

 – Сейчас со временем происходят странные вещи, – продолжает художница. – Я постаралась создать единую композиционную структуру, где 19 инсталляций ритмически связаны и объединены темой многомерного времени. Эта многомерность построена на сложном движении. Это движение можно ощутить через реальные часы, временные цепи, уходящие в бесконечность, образ опустевшего коронавирусного города. Традицию пространственно-композиционной живописи, которая во многом сейчас утеряна, я попыталась соединить с современным концептуальным звучанием.

 Так получилось поэтическое произведение, где время обрело вес, цвет, а главное неравномерный, но вполне музыкальный ритм, который нельзя услышать, но можно почувствовать. Не случайно в подзаголовок проекта вынесена фраза из стихотворения Иосифа Бродского: «Время – источник ритма». Ритм этот теперь оказывается многомерным, часто обманчивым, нестабильным, разорванным и мистическим. Его пытаются исследовать ученые научными инструментами, но, возможно, творческие методы более эффективны, ведь художник проникает в природу времени на уровне подсознания. Эта ритмическая композиция помогает понять изменение биоритма нашей планеты и каждого отдельного человека, быть может, объясняет ту турбулентность, от которой сегодня трясет мир.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру