В Москве показали кукольный «Цирк лилипутов»

Ольга Манизер объяснила выбор темы

«Искусство куклы» - так называлась ставшая традиционной Московская Международная выставка  в  Гостином дворе, тринадцатая по счету.   Свой взгляд на то, какой сегодня может быть кукла, представила  Ольга Манизер, чей стенд «Цирк лилипутов» вызывал  наибольший интерес публики. 

Ольга Манизер объяснила выбор темы
На снимке — Ольга Манизер, режиссер Александр Гримайло и клоун Николай Челноков.

Участники из России и многих стран мира (а в этом году их 26), показали на ней свои работы. Промышленные советского периода и традиционные куклы народов мира, антикварные из частных коллекций и куклы-марионетки, реалистичные и футуристичные, роскошные и непритязательные, - здесь каждый мог найти свою куклу-мечту из детства.

Никто не прошел мимо, не задержавшись возле работ постоянной участницы выставки Ольги Манизер. В этом году она представила свой новый проект – «Цирк лиллипутов». Ее куклы необычны, хотя корни свои берут из традиции, которые в разных странах имели свлое название: в России их именовали Дергунчиками, в Германии – Хампельманами, а в Англии – Jumping Jack, то есть прыгающий Джек. Талантливая художница вручную вырезает их из картона, настолько твёрдого, что приходится использовать специальные ножницы для работы с металлом.

- Ольга, почему куклы? Ведь в вашей творческой династии – художники и скульпторы. Как так получилось, что именно они вас вдохновляют?

- Я с шестнадцати лет занималась графикой. Со временем захотелось выйти за пределы бумаги холста - в пространство, и так появились куклы. Сначала небольшие, а затем ростовые, то есть в человеческий рост. Именно с этого момента я нашла себя как художник! Кукла позволяет выразить в стилизованной форме красоту человеческого лица, тела; передать характер задуманного персонажа. Мои движущиеся фигуры - плоские, они могут экспонироваться на стене, как картины, и при этом имеют 3D-объём. Так что, традицию своей семьи - и художников и скульпторов - я продолжаю, пусть и не в академической форме.

- А почему на этот раз такая экзотика - куклы-лилипуты? 

Читая книгу «Цирк наизнанку», я натолкнулась на историю о том, как в 1980-х не срабатывал реквизит одного акробатического номера. Выход нашли такой: внутрь устройства, подвешенного под куполом цирка, посадили согнутого в «калачик» лилипута, и он сверху выбрасывал жонглёру кольца, мячи и булавы. По словам автора книги режиссёра Александра Гримайло: «Это ноу-хау советского цирка никогда не глючило. Ну, если только после веселых выходных и перебора подзарядки». 

В цирках Лондона мне довелось видеть лилипутов - они всегда находились в свете рампы - побеждали злодеев, покоряли сердца красавиц, летающих на трапеции, и взлетали под купол вместе с ними в лирических номерах. А здесь - зрители замирают от восторга перед жонглером, не подозревая, что в тарелке под куполом сидит крохотный человек со своей судьбой, со своими проблемами и мечтами.

- Каждая кукла имеет свой прообраз, возможно, у неё есть имя?

- Я стремилась передать уникальность и красоту мира этих особенных людей. Он видится мне одиноким и прекрасным - как и образы кинематографа начала XX века. Мне хотелось выдержать этот проект в монохромных тонах, провести параллель между звёздами черно-белого экрана - Марлен Дитрих, Верой Холодной, Чарли Чаплиным, Жозефиной Бейкер. Именно их черты просматриваются в моих сказочных лилипутах. 

У Ольги несколько коллекций, в прошлые годы гости выставки уже могли восхититься её Акробатами Амадеус, серией ростовых фигур из коллекции «Принцесса цирка». Почему же куклы-хампельманы так привлекательны для зрителей?

- Меня не перестаёт удивлять реакция посетителей выставки, их взаимодействие с моими ростовыми фигурами. В 2019 году они снимались в цирковом комплименте вместе с моими «Акробатами Amadeus». А прошлой зимой мужчины и женщины брались за руки и смотрели друг на друга, имитируя моих Адама и Еву в проекте «На перекрёстках мироздания». Дети любят приводить кукол в движение, принимают их позы, перевоплощаясь на мгновение в кукол. Все всегда смеются – и это прекрасно!

«Развивая традицию хампельманов, Ольга Манизер создала новый жанр в искусстве: ее движущиеся фигуры - это синтез скульптуры и рисунка», - так характеризует творчество Ольги Президент Фонда «Куклы Мира», основатель Музея истории куклы в Москве Лана Летта. И это не просто слова: Ольга - Лауреат VII Международного конкурса среди лучших представителей мирового искусства куклы «Пандора Платинум» в номинации «Единственный в своём роде» за новое пластическое воплощение образа, которое создаёт особый уникальный визуальный ряд.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28944 от 30 декабря 2022

Заголовок в газете: Кукольный цирк лилипутов

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру