Нервно, конфликтно, опасно: названы главные культурные итоги 2022 года

Скандалы, достижения и сюрпризы

Специальная военная операция. Русская культура под запретом на Западе. Новые присоединенные к России территории с разрушенными театрами, закрытыми музеями, погибшими артистами, музыкантами. Покинувшие страну деятели культуры, говорящие и молчащие... Все это сформировало культурную повестку 2022 года, который войдет в историю как год великого разлома. Все нервно, конфликтно, опасно — прежде всего для культуры. Поэтому итоги, которые мы подводим, не похожи на итоги предыдущих мирных лет.

Скандалы, достижения и сюрпризы
Мариупольский драмтеатр. Фото: дан

МАНИФЕСТ ГОДА представил Московский Художественный театр им. А.П.Чехова. «Новую оптимистическую» в постановке Константина Богомолова можно рассматривать не просто как спектакль, но как манифест художника, в театральной форме представившего публике то, что происходит здесь и сейчас — в жизни, в культурной среде, в храме Мельпомены. От сюжета революционной пьесы Всеволода Вишневского «Оптимистическая трагедия» осталась, пожалуй, одна революционная беспощадность, причем адресованная всем — политикам, чиновникам, силовикам, интеллигенции, господам артистам. Либералы, патриоты, модные режиссеры — никого не пожалел Богомолов. В том числе и себя, любимого, давно причисленного критиками как раз к модной группе современных художников. На Богомолова обиделись, кажется, все, и нет ничего удивительного в том, что над шумной и дерзкой премьерой сгустились тучи и поползли слухи (не беспочвенные), что «Новую оптимистическую», как вредоносный спектакль, закроют. Но пока идет, хотя лишился обсценной лексики. Да бог с ним с матом, главное, осталась суть — ясная, конкретная, без кокетливой фиги в режиссерском кармане. Как говорил герой легендарной «Юноны» и «Авось» Марка Захарова: «За попытку — спасибо».

Ольга Воронина и Константин Богомолов. Сцена из спектакля «Новая оптимистическая».

ВОЗВРАЩЕНИЕ ГОДА случилось на майских праздниках, когда в Россию из Парижа доставили коллекцию Морозовых. Шедевры из Пушкинского музея, Третьяковки, Эрмитажа показывали в фонде Луи Виттон с октября 2021 по апрель 2022-го, но после начала СВО и введения Западом антироссийских санкций возникли серьезные опасения, что произведения российских музеев могут арестовать за границей, тем более что две работы из собраний Петра Авена и Вячеслава Кантора на выставке Морозовых были удержаны. Однако морозовская коллекция все же вернулась на родину — транспортировка особым маршрутом заняла 20 дней. Следом за морозовской коллекцией вернулось и еще около тысячи российских экспонатов из-за рубежа. К счастью, свои обязательства по выставочным проектам Запад выполнил. Вместе с тем все культурные обмены между Россией и Европой прекратились, филиалы российских музеев за границей закрылись, зарубежные выставки в РФ отменили. Казалось, что отечественная культура вступила в новую вакуумную эпоху, но иногда все же находились те, кто на Западе не играл по общим правилам.

БАН ГОДА в полной мере ощутило на себе российское кино, оказавшись после начала СВО вычеркнутым из всех международных кинофестивалей. Венеция и Канны отказали нашим фильмам, созданным при поддержке государства, как отказали и официальной делегации из России. Не взяли даже независимые проекты, за исключением «Жены Чайковского» Кирилла Серебренникова. И в результате теперь лишь Александр Сокуров представляет по миру свою «Сказку» о Второй мировой войне. А документальная короткометражка о глобальном потеплении «Выход» якутских режиссеров Евгении и Максима Арбугаевых, созданная совместно с Великобританией, награждена на престижном фестивале «короткого метра» в Швейцарии. Отмечена наградой и непрофессиональная актриса Зухара Сансызбай, снявшаяся в картине «Продукты 24» Михаила Бородина, чудом попавшей на Токийский и Сингапурский фестивали. Но эти примеры — редкие исключения, подтверждающие общее правило.

ПАТРИОТИЗМ ГОДА — «Чакона» Баха, исполненная на передовой перед бойцами Российской армии под аккомпанемент разрывающихся снарядов — это видео выступления молодого скрипача Петра Лундстрема облетело Интернет. Но лайки и перепосты не являются целью музыканта. Лауреат международных конкурсов, скрипач-виртуоз, продолжатель двух мощных артистических династий (внучатый племянник легендарного джазмена Олега Лундстрема по отцовской линии, а по материнской — внук знаменитого пианиста Михаила Воскресенского), выпускник Московской консерватории, Высшей музыкальной школы королевы Софии в Мадриде (учился у великого Захара Брона) не только постоянно дает концерты на Донбассе, но и осуществляет другие виды поддержки Российской армии. Его патриотизм в наши дни явление редкое в творческой среде, и остается только гадать, почему позиция Лундстрема сегодня уникальна.

Скрипач Петр Лундстрем перед бойцами в ДНР.

РЕМОНТ ГОДА совершил во МХАТе на Тверском бульваре Владимир Кехман, который год назад был назначен туда генеральным директором. В рекордные сроки (аж за пять месяцев!) театральный строитель всея Руси превратил бункер на Тверской (так много лет называют театр Татьяны Дорониной) в стильное, комфортное пространство. И вроде всё на месте — зал, фойе на двух этажах, лестничные пролеты, туалеты, но все теперь имеет современный вид, стало уютнее. В буфете — богатый выбор и обслуживание по высшему разряду. Дело остается за малым — довести до такого же состояния репертуар. Как-никак театр, а не отель «пять звезд».

ЛИШЕНЕЦ ГОДА — режиссер Иосиф Райхельгауз еще летом был лишен созданного им тридцать лет назад театра «Школа современной пьесы». Это произошло в результате его неосторожных высказываний относительно СВО. Уроженец Одессы со свойственным всем южанам темпераментом озвучил свою точку зрения, за что поплатился креслом художественного руководителя, а потом и должностью преподавателя театрального института. Привыкший за три десятка лет к свободе высказываний, художник просто не считал новые реалии, впрочем, не он один. Но гнев системы в полном объеме обрушился почему-то именно на одного Райхельгауза. Остается только гадать: кто-то один конкретный сводит счеты с основателем «Школы современной пьесы» или волна сносит тех, кто всегда открыт борьбе и не убежал? А Райхельгауз в отличие от некоторых его коллег и не собирался никуда бежать. Обидно, что всем гонимым Райхельгауз первым протягивал руку. А ему никто не протянул.

Иосиф Райхельгауз.

«ПРИРАЩЕНИЕМ» ГОДА стоит признать приобретение Россией новых регионов. Правда, в культурном плане здесь не все так просто. Мы приросли донецкими и южнорусскими смыслами, возвратившись в те времена, когда Васнецов создавал полотно «Три царевны подземного царства», повествующее на языке живописи миллионам россиян о богатствах донецкой земли. Темы, связанные с ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областями, все активнее проникают в современную российскую литературу, музыку и кино, артисты Вахтанговского театра гастролировали в Луганске, а Донецкая муздрама открыла сезон на Новой сцене Большого, в то время как в республиках и областях начинали работу отделения Союза писателей и Союза театральных деятелей РФ. Это одна сторона, а другая — разрушенные в результате украинских атак театры, дворцы культуры и музеи богатого в инфраструктурном плане Донбасса. Или доставшаяся нам в наследство от Украины бедность соседней Запорожской области, где вне областного центра есть только один ныне не действующий театр, ютившийся в городском ДК. И если город Запорожье все еще контролируется Киевом, то посмотреть спектакль новым российским гражданам у себя дома негде. Так что, опираясь на слова российского президента о «крайне сложной» обстановке на новых территориях, становится понятно, что с наступлением 2023 года все эти проблемы нам придется взять с собой в следующий год.

САМЫЙ ЭФФЕКТИВНЫЙ РЕЖИССЕР — Алексей Федорченко. В то время как многие его коллеги перестали снимать кино, не имея финансовой поддержки и моральных сил, наш уральский гений работает с утроенной энергией, придерживаясь правила «снимать при любых обстоятельствах». В августе состоялась премьера многолетнего документального проекта «Планета страны Малави» о родном селе Василия Шукшина Сростки и его земляках. Спустя месяц Федорченко представил «Большие змеи Улли-Кале», сделанные в своем любимом жанре «мокьюментари», означающем псевдодокументальное кино, — о взаимоотношениях России и Кавказа. В декабре завершил колумбийскую часть «Енотового города», а чуть раньше в Бресте — фильм про «Бессмертный полк». Его принцип — снимать игровое кино как документальное, а документальное как игровое.

Алексей Федорченко.

СКАНДАЛ ГОДА разгорелся вокруг рублевской «Троицы», которую в июле насильно вывезли в Троице-Сергиеву лавру. Несмотря на протесты специалистов, икону доставили в Троицкий собор, где проходили торжества в честь 600-летия обретения мощей святого Сергия Радонежского. А спустя несколько дней шедевр древнерусского искусства вернулся в Третьяковку «больным», где отлеживался в реставрационных мастерских, а уже в октябре по-тихому его вернули в постоянную экспозицию галереи. На фоне этого скандала представители РПЦ и депутаты Госдумы предложили передать в безвозмездное пользование церкви иконы, хранящиеся в музеях. Но пока, к радости музейного сообщества, этого не произошло, и будем надеяться, что не произойдет. В противном случае мы можем потерять ценнейший фонд древнерусского искусства.

«Троица».

СЮРПРИЗ ГОДА — Россия не выдвинула своего кандидата на соискание премии «Оскар». Причем добровольно. Такое решение самовольно принял президиум киноакадемии под руководством Никиты Михалкова, в структуре которого числится российский оскаровский комитет. В знак протеста его председатель, кинорежиссер Павел Чухрай, узнавший обо всем из сообщения информагентства, покинул свой пост, его примеру последовали Николай Досталь, Андрей Звягинцев (дважды номинант «Оскара»), Сергей Бодров и другие кинематографисты. Поредел Союз кинематографистов, возглавляемый Михалковым, пошел отказ от членства в киноакадемии. Попытавшийся урегулировать конфликт Алексей Учитель услышан не был. Впрочем, Американская киноакадемия никаких заявлений об отказе в участии России не делала.

ЧУМА ГОДА напала на европейские музеи, и имя ей — экоактивизм. Представители движений «Последнее поколение» (Италия) и «Просто остановите масло» (Британия) совершили десятки вандальных акций. Шедевры Ван Гога, Моне, Боттичелли, Вермеера, Гойи и других великих мастеров были облиты томатным супом и перемазаны картофельным пюре в рамках спланированной кампании, цели которой туманны. В результате сама экоидея дискредитирована, «зеленые» от них открещиваются, произведения искусства страдают, а от нефти и газа пока никто не отказался. Как ни странно, но за свои проделки эковандалы отделались лишь штрафами. Тем временем в России — свои музейные преступления и их наказания: охранник Ельцин-центра Александр Васильев никакой шедевр ничем не «накормил», а безыдейно пририсовал глазки фигурам с картины Анны Лепорской, за что сначала был осужден, а потом оправдан. Истории разные, но в Европе и у нас создан явно нездоровый прецедент.

Экоактивисты облили супом «Подсолнухи» Ван Гога. Фото: Just Stop Oil

ПОСТУПОК ГОДА совершил академик РАХ, глава Творческого союза художников России Константин Худяков, открыто заявив о цензуре на выставке «Союз нерушимый». Из экспозиции Музея современной истории к 100-летию СССР и творческих союзов исключен ряд совсем не новых работ Оскара Рабина, Сергея Симакова и самого Худякова с забавной мотивировкой от руководства: экспонаты не подходят под маркировку «0+» (на двух работах есть элементы обнаженной натуры). Но на фоне осторожной и зачастую абсурдной выставочной политики и всеобщей боязни не сказать чего лишнего поступок академика РАХ выглядит действительно смело.

НАЗНАЧЕНИЕ ГОДА, произошедшее в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, поразило всякое видавших на своем веку профессионалов. На место худрука балетной труппы заступил 24-летний Максим Севагин, став самым молодым в театральной истории худруком. Надо сказать, что звезда назначенца взошла год назад, когда он в сотрудничестве с Константином Богомоловым довольно удачно поставил хореографию к балету «Ромео и Джульетта». Хореографические опыты юного балетмейстера тогда поддержал Лоран Илер, покинувший пост балетного худрука и Россию после начала СВО. Однако поверить в то, что на смену этуали Парижской оперы крупнейшую балетную компанию Москвы, вторую после балета Большого театра, возглавит вчерашний выпускник Вагановского училища, было совершенно невозможно. Решение было тем более шокирующим, что молодой человек обладал нулевым опытом руководства какой бы то ни было компанией и не соответствовал требованиям, принятым в международном сообществе. Тем не менее Максим Севагин стал новым руководителем балетной труппы Музыкального театра, что сразу не в лучшую сторону сказалось на качестве компании. Так после его назначения труппу покинули сразу несколько ведущих артистов.

Максим Севагин. Фото: stanmus.ru

ПАРТИТУРА ГОДА была заказана знаменитому американскому композитору Фрэнку Уайлдхорну, чьи произведения с огромным успехом идут на Бродвее. Заказчиком исторического мюзикла о русском императоре Петре I выступила Санкт-Петербургская музкомедия. И, невзирая на неблагоприятный политический климат, Уайлдхорн выполнил заказ, написав прекрасную партитуру, посвященную истории Петербурга и жизни русского царя. Премьера прошла с большим успехом. Композитор не побоялся возможной обструкции у себя в Америке — его спектакли с успехом продолжают идти по всему миру, и московский контракт ничуть не подмочил его репутацию. Вообще, надо заметить, что многие события, происходящие в театральной и музыкальной жизни Запада, явно противоречат заявлениям об «отмене русской культуры». О какой отмене может идти речь, если главный оперный театр мира — миланская Ла Скала открылась постановкой «Бориса Годунова» Мусоргского с Ильдаром Абдразаковым в заглавной роли? Понятно, что русскую культуру можно отменить только одним способом — отменив всю мировую культуру разом.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28938 от 22 декабря 2022

Заголовок в газете: Манифесты, приращения, экочума...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру