Пьеса поставлена Дмитрием Минченком — лауреатом премии «Лавр», премии «ТЭФИ» и премии Фонда народной артистки СССР Ирины Архиповой за лучшую книгу о музыке и музыкантах в 2001 году.
«Решение о такой постановке было принято коллективом ансамбля очень радушно. Материал изумительный, и он уже давно просится на сцену. Это первое серьезное литературное осмысление того богатейшего творческого наследия великой певицы, которое мы в ансамбле стараемся сохранять и приумножать; отражение ее необыкновенной судьбы и жизни. Дмитрий Минченок, на мой взгляд, замечательный драматург, тонко чувствующий музыку и очень хорошо умеющий с ней обращаться» — так рассказывает о проекте художественный руководитель ансамбля «Россия» им. Л.Г.Зыкиной, заслуженный артист России Дмитрий Дмитриенко.
Конечно же, главная интрига — кто исполнит роль Людмилы Зыкиной: певицы с феноменальным голосом и неподражаемой манерой исполнения. Ведь актриса, претендующая на эту миссию, должна быть достойной во всех отношениях. И эта исполнительница была найдена. Нина Шацкая — блестящая певица, недаром заслужившая титул «дива русского романса», обладающая прекрасными вокальными данными, потрясающим исполнительским мастерством и невероятной женской харизмой. Кому, как не ей, соединить в проекте невозможное: мощь прошлой эпохи и остроту современности?
О том, как исполнительница решилась на такую непростую во всех отношениях роль и какое место в ее жизни занимает сама Зыкина, Нина рассказала читателям «МК».
— Нина, почему Зыкина, что связывает вас с этим именем?
— Я помню это имя, наверное, с самых первых ранних лет, ведь я узнала его, когда была совсем маленькая.
— Вас прельщал голос этой певицы, манера исполнения?
— К моему большому сожалению, в моем детстве это имя было нарицательным, как что-то неинтересное, что-то, что навязывают, что ребенок не хочет слушать, а его заставляют. И это ощущение такого насилия, оно продолжалось довольно долго. И лишь повзрослев и переехав из Петербурга, где я училась, в Москву, я однажды оказалась в небольшом концертном клубном зале, где Людмила Георгиевна пела буквально рядом со зрителями. И пела она романсы, что поразительно, потому что мне всегда казалось, что она поет только народные песни. Один романс назывался «Вернись, я все прощу», он меня потряс до глубины души.
— Потряс исполнением, содержанием?
— Всем. И тем, с каким чувством пела Людмила Георгиевна, и тем, что каждое слово имело колоссальный вес, и, главное, я вживую, физически ощутила мощь и красоту ее голоса. И это огромная махина голосовая абсолютно подчинялась Людмиле Георгиевне. Она пользовалась огромным количеством нюансов.
— И вы стали ее поклонницей?
— Я стала не то что поклонницей, я стала ее фанаткой в одночасье. Скупила все, что можно — тогда еще онлайн невозможно было слушать, это были 90-е годы, — так я выгребла на «Горбушке» все, что удалось найти, и слушала запоем песни и романсы в исполнении Людмилы Георгиевны.
— Романсы не самый известный жанр в исполнении Зыкиной, вообще, интересно, много ли осталось неизвестных песен, спетых ею.
— Я до сих пор иногда сталкиваюсь с песнями, которых не слышала. Совсем недавно была в Красноярске и спросила девочку, которая меня встречала и сопровождала от филармонии: «Есть ли песни о Енисее?» И она поставила мне вдруг совершенно потрясающую песню в исполнении Людмилы Георгиевны. И уже как взрослый профессионал, слушая эту песню, я понимала, сколько вложено чувства, сколько мастерства в этом звучании, помимо природной красоты тембра.
— Предложение перевоплотиться в каких-то моментах в Людмилу Зыкину на сцене стало для вас неожиданностью?
— Я очень долго вынашивала мысль о том, чтобы сделать какое-то посвящение Людмиле Георгиевне. Но очень сложно сделать что-то, чтобы не повториться, потому что вокруг существует очень много достойных певиц, которые поют программы из репертуара Людмилы Георгиевны. И когда ко мне обратился Дмитрий Минченок с предложением поучаствовать в проекте, который он написал, я высказала свое сомнение именно в отношении того, что не хочется повторяться и не хочется, конечно же, пытаться перепеть Людмилу Георгиевну, перепеть ее репертуар. Тем более в проекте, посвященном ее судьбе. Но Дима, человек очень талантливый, прекрасный драматург, сказал, чтобы я по этому поводу не беспокоилась, что у него есть очень интересная идея. И попросил прислать ему записи песен, которые мне хотелось бы исполнить, которые я люблю из своего репертуара, то, что мне нравится. И вот впрямую из репертуара Людмилы Георгиевны мы взяли «Течет река Волга», потому что у меня тоже к этой песне есть свое собственное отношение.
— Чем вас так зацепила «Течет река Волга»?
— Автор слов, поэт Лев Ошанин, долгое время жил в Рыбинске, откуда я родом. И когда я исполняю эту песню, у меня есть ощущение, что я пою именно о той Волге, которую видел автор. Мы решили, что эта песня должна быть в любом случае. Дальше уже Дима прислал сценарий, и когда мы были на первой репетиции, меня поразило, как умело и очень точно он вписал мой репертуар в иллюстрацию судьбы Людмилы Георгиевны. То есть песни не являются ее репертуаром — они как будто иллюстрируют жизнь великой женщины. В нашем проекте она даже не столько артистка, сколько человеческое и женское начало. Освещено это с большой деликатностью. Нет никакой желтизны, нет попытки залезть в чужую жизнь.
— Как вы считаете, может этот спектакль «осовременить» творчество Зыкиной? Есть у этих песен шанс на второе рождение?
— Что касается современности репертуара Людмилы Георгиевны, мне кажется, что сейчас они обретают особое звучание и многие из них получают второе рождение.
Я недавно путешествовала по Сибири, Уралу: когда видишь эти просторы, когда встречаешься с людьми в дальних регионах, в глубинке, многое раскрывается в другой плоскости. От Екатеринбурга мы ехали шесть часов автобусом с музыкантами — с великолепным оркестром народных инструментов. Это Уральский государственный русский оркестр, главный дирижер там — заслуженный деятель искусств России Леонид Шкарупа. Приехали сначала в город Ирбит. На следующий день добирались шесть часов до города Краснотурьинска. И жители встречали нас с такой любовью, с таким теплом невероятным! Им знакомы эти песни, они подпевают, они бисируют, они начинают аплодировать, когда песни только начинают звучать. И ты понимаешь, что актуальность таких огромных фигур, таких глыб, как Людмила Георгиевна, она непреходящая.
— Что для вас в этом проекте самое главное?
— В этом проекте для меня огромную роль и значение имеет то, что полностью проект сопровождает ансамбль «Россия», с которым выступала Людмила Георгиевна, и там еще есть музыканты, которые ее лично знали. Эта связь времен для меня очень важна. Я счастлива, что Дмитрий Минченок предложил мне участвовать в этом проекте и Дмитрий Дмитриенко наш проект поддержал, и сейчас он начинает свою яркую жизнь. А премьеру реализованного проекта «Людмила Зыкина. Исповедь. 17 лет тайны» публика сможет увидеть 21 апреля в Доме музыки.