В Нину Шацкую "вселился дух" Людмилы Зыкиной

«Я очень долго вынашивала мысль о том, чтобы сделать какое-то посвящение Людмиле Георгиевне»

«Людмила Зыкина. Исповедь. 17 лет тайны» — так называется уникальный проект, смысл которого — напомнить россиянам, какого масштаба звезды им светили, и понять, кто сегодня достоин занять это место. Когда, если не сейчас, в период масштабной переоценки ценностей, имена блестящих артистов, которых в силу различных обстоятельств пытались сдать в утиль истории, требуется не просто вернуть публике, но и позволить им заиграть новыми красками. Сделать это непросто и под силу только самым выдающимся представителям российской культуры. Вот и этот новый проект, который будет представлен зрителям в апреле, реализуется сейчас по-настоящему талантливыми людьми. Постановку осуществил Государственный академический русский народный ансамбль «Россия» имени Людмилы Зыкиной совместно с российским драматургом, сценаристом и режиссером Дмитрием Минченком. Роль народной артистки СССР, Героя социалистического труда, великой певицы эпохи Людмилы Георгиевны Зыкиной исполняет заслуженная артистка России Нина Шацкая.

«Я очень долго вынашивала мысль о том, чтобы сделать какое-то посвящение Людмиле Георгиевне»

Пьеса поставлена Дмитрием Минченком — лауреатом премии «Лавр», премии «ТЭФИ» и премии Фонда народной артистки СССР Ирины Архиповой за лучшую книгу о музыке и музыкантах в 2001 году.

«Решение о такой постановке было принято коллективом ансамбля очень радушно. Материал изумительный, и он уже давно просится на сцену. Это первое серьезное литературное осмысление того богатейшего творческого наследия великой певицы, которое мы в ансамбле стараемся сохранять и приумножать; отражение ее необыкновенной судьбы и жизни. Дмитрий Минченок, на мой взгляд, замечательный драматург, тонко чувствующий музыку и очень хорошо умеющий с ней обращаться» — так рассказывает о проекте художественный руководитель ансамбля «Россия» им. Л.Г.Зыкиной, заслуженный артист России Дмитрий Дмитриенко.

Конечно же, главная интрига — кто исполнит роль Людмилы Зыкиной: певицы с феноменальным голосом и неподражаемой манерой исполнения. Ведь актриса, претендующая на эту миссию, должна быть достойной во всех отношениях. И эта исполнительница была найдена. Нина Шацкая — блестящая певица, недаром заслужившая титул «дива русского романса», обладающая прекрасными вокальными данными, потрясающим исполнительским мастерством и невероятной женской харизмой. Кому, как не ей, соединить в проекте невозможное: мощь прошлой эпохи и остроту современности?

О том, как исполнительница решилась на такую непростую во всех отношениях роль и какое место в ее жизни занимает сама Зыкина, Нина рассказала читателям «МК».

— Нина, почему Зыкина, что связывает вас с этим именем?

— Я помню это имя, наверное, с самых первых ранних лет, ведь я узнала его, когда была совсем маленькая.

— Вас прельщал голос этой певицы, манера исполнения?

— К моему большому сожалению, в моем детстве это имя было нарицательным, как что-то неинтересное, что-то, что навязывают, что ребенок не хочет слушать, а его заставляют. И это ощущение такого насилия, оно продолжалось довольно долго. И лишь повзрослев и переехав из Петербурга, где я училась, в Москву, я однажды оказалась в небольшом концертном клубном зале, где Людмила Георгиевна пела буквально рядом со зрителями. И пела она романсы, что поразительно, потому что мне всегда казалось, что она поет только народные песни. Один романс назывался «Вернись, я все прощу», он меня потряс до глубины души.

— Потряс исполнением, содержанием?

— Всем. И тем, с каким чувством пела Людмила Георгиевна, и тем, что каждое слово имело колоссальный вес, и, главное, я вживую, физически ощутила мощь и красоту ее голоса. И это огромная махина голосовая абсолютно подчинялась Людмиле Георгиевне. Она пользовалась огромным количеством нюансов.

— И вы стали ее поклонницей?

— Я стала не то что поклонницей, я стала ее фанаткой в одночасье. Скупила все, что можно — тогда еще онлайн невозможно было слушать, это были 90-е годы, — так я выгребла на «Горбушке» все, что удалось найти, и слушала запоем песни и романсы в исполнении Людмилы Георгиевны.

— Романсы не самый известный жанр в исполнении Зыкиной, вообще, интересно, много ли осталось неизвестных песен, спетых ею.

— Я до сих пор иногда сталкиваюсь с песнями, которых не слышала. Совсем недавно была в Красноярске и спросила девочку, которая меня встречала и сопровождала от филармонии: «Есть ли песни о Енисее?» И она поставила мне вдруг совершенно потрясающую песню в исполнении Людмилы Георгиевны. И уже как взрослый профессионал, слушая эту песню, я понимала, сколько вложено чувства, сколько мастерства в этом звучании, помимо природной красоты тембра.

— Предложение перевоплотиться в каких-то моментах в Людмилу Зыкину на сцене стало для вас неожиданностью?

— Я очень долго вынашивала мысль о том, чтобы сделать какое-то посвящение Людмиле Георгиевне. Но очень сложно сделать что-то, чтобы не повториться, потому что вокруг существует очень много достойных певиц, которые поют программы из репертуара Людмилы Георгиевны. И когда ко мне обратился Дмитрий Минченок с предложением поучаствовать в проекте, который он написал, я высказала свое сомнение именно в отношении того, что не хочется повторяться и не хочется, конечно же, пытаться перепеть Людмилу Георгиевну, перепеть ее репертуар. Тем более в проекте, посвященном ее судьбе. Но Дима, человек очень талантливый, прекрасный драматург, сказал, чтобы я по этому поводу не беспокоилась, что у него есть очень интересная идея. И попросил прислать ему записи песен, которые мне хотелось бы исполнить, которые я люблю из своего репертуара, то, что мне нравится. И вот впрямую из репертуара Людмилы Георгиевны мы взяли «Течет река Волга», потому что у меня тоже к этой песне есть свое собственное отношение.

— Чем вас так зацепила «Течет река Волга»?

— Автор слов, поэт Лев Ошанин, долгое время жил в Рыбинске, откуда я родом. И когда я исполняю эту песню, у меня есть ощущение, что я пою именно о той Волге, которую видел автор. Мы решили, что эта песня должна быть в любом случае. Дальше уже Дима прислал сценарий, и когда мы были на первой репетиции, меня поразило, как умело и очень точно он вписал мой репертуар в иллюстрацию судьбы Людмилы Георгиевны. То есть песни не являются ее репертуаром — они как будто иллюстрируют жизнь великой женщины. В нашем проекте она даже не столько артистка, сколько человеческое и женское начало. Освещено это с большой деликатностью. Нет никакой желтизны, нет попытки залезть в чужую жизнь.

— Как вы считаете, может этот спектакль «осовременить» творчество Зыкиной? Есть у этих песен шанс на второе рождение?

— Что касается современности репертуара Людмилы Георгиевны, мне кажется, что сейчас они обретают особое звучание и многие из них получают второе рождение.

Я недавно путешествовала по Сибири, Уралу: когда видишь эти просторы, когда встречаешься с людьми в дальних регионах, в глубинке, многое раскрывается в другой плоскости. От Екатеринбурга мы ехали шесть часов автобусом с музыкантами — с великолепным оркестром народных инструментов. Это Уральский государственный русский оркестр, главный дирижер там — заслуженный деятель искусств России Леонид Шкарупа. Приехали сначала в город Ирбит. На следующий день добирались шесть часов до города Краснотурьинска. И жители встречали нас с такой любовью, с таким теплом невероятным! Им знакомы эти песни, они подпевают, они бисируют, они начинают аплодировать, когда песни только начинают звучать. И ты понимаешь, что актуальность таких огромных фигур, таких глыб, как Людмила Георгиевна, она непреходящая.

— Что для вас в этом проекте самое главное?

— В этом проекте для меня огромную роль и значение имеет то, что полностью проект сопровождает ансамбль «Россия», с которым выступала Людмила Георгиевна, и там еще есть музыканты, которые ее лично знали. Эта связь времен для меня очень важна. Я счастлива, что Дмитрий Минченок предложил мне участвовать в этом проекте и Дмитрий Дмитриенко наш проект поддержал, и сейчас он начинает свою яркую жизнь. А премьеру реализованного проекта «Людмила Зыкина. Исповедь. 17 лет тайны» публика сможет увидеть 21 апреля в Доме музыки.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29004 от 5 апреля 2023

Заголовок в газете: В Нину Шацкую вселился дух Людмилы Зыкиной

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру