Эдуард Кочергин уже полвека главный художник питерского БДТ. Он работал с Товстоноговым, Эфросом, Любимовым, Додиным, Яновской и Гинкасом. Он прекрасно пишет, а сподвиг его к этому коллега Сергей Бархин. Уже есть семь книг, наполненных воспоминаниями детства, полного лишений и скитаний. В течение семи лет Кочергин, будучи восьмилетним ребенком, самостоятельно добирался из Омска в Ленинград. Его родителей арестовали в 1939 году, и он двухлетним попал в детприемник, откуда и сбежал через шесть лет. «Жизель Ботаническая» основана на его одноименном рассказе, фрагментах повести «Житие Лидки Петроградской», еще одном рассказе «Ангелова кукла» и рассказывает о людях, которых Эдуард Кочергин знал не понаслышке. Они жили в одной с ним коммуналке.
«Ботанические девушки» всем миром воспитали дочку погибшей подруги Даши. Подросла девица, поступила в Вагановское хореографическое училище, стала балериной. Никита Кобелев говорит: «Это их победа и реализация того, чего они сами не смогли реализовать в силу обстоятельств». Сыграла девочку юная актриса Авдотья Сальникова. Она из актерской семьи и принимала участие в спектакле Марины Брусникиной «Боюсь стать Колей», в чтецких вечерах и концертах МХТ.
Никита Кобелев уже обращался к прозе Кочергина, поставив в 2012 году радиоспектакль по его автобиографической книге «Крещенные крестами». А теперь, как говорит Никита, был запрос на что-то человеческое, теплое, душевное. «Я предложил театру то, что не затерто, прекрасного автора Эдуарда Степановича Кочергина. Сошлись, что надо сделать его рассказ «Жизель Ботаническая». А дальше я уже добавлял фрагменты из других произведений, в которых проститутки тоже присутствуют. Лидка была его соседкой. Он видел этих женщин своими глазами. Они были в его жизни и стали важными для него людьми. Не знаю, сколько там художественного вымысла, но это реальные женщины», - рассказывает Никита Кобелев. – Нас спрашивают, о каких, собственно, проститутках в советское время может идти речь. А это конкретные судьбы Петроградской стороны, которые Эдуард Степанович с большой любовью описывает. Надеюсь, что он приедет в сентябре и посмотрит спектакль. Очень его ждем».
На сцене пять колоритных старых шкафов, пять заурядных стульев и еще один шкаф, превращающийся в гроб. У каждой труженицы любви свой неповторимый шкаф. Он как хранилище маленькой жизни со всеми необходимыми атрибутами, единственное пристанище для каждой из героинь. Девушки постоянно одеваются и раздеваются, оставаясь в нижнем белье, отчасти стилизованном под послевоенный стиль. Шкафы удивительным образом превращаются на глазах у зрителей в ложи Мариинского театра. Это находка сценографа спектакля Наны Абдрашитовой. В этих ложах второго яруса и сидят разодетые в пух и прах товарки, в то время как на сцене, а в МХТ где-то у колосников в видеопроекции парит юная балерина, исполняющая партию Жизели.
«Мы с Наной много вместе работаем, - говорит Никита Кобелев. – Она дочка кинорежиссера Вадима Юсуповича Абдрашитова. У нас с ней создается тандем. Я очень доволен решением, которое возникло. Задача была – найти небытовое решение и особую стилистику. С одной стороны, это ретро, а с другой - что-то современное. Я подумал, что раз проститутки все время раздеваются и одеваются, значит, нужны шкафы. Мы их придумали, потом Нана развила эту идею и предложила сделать театр. Все сложилось легко и вдохновенно».
Начало актерскому ансамблю положила Светлана Колпакова. Ее Никита Кобелев сразу выбрал на роль реальной соседки маленького Эдуарда Кочергина по коммунальной квартире Лидки Найденовой. Она – подкидыш, отсюда и фамилия. А воспитала Лидку добрая чухонская семья. «Потом я стал смотреть актрис МХТ примерно в этом диапазоне, устроил небольшой кастинг, - вспоминает Никита. - Было около двадцати кандидаток, из которых я выбирал тех, кого вы сегодня увидели на сцене. И не прогадал. Мы прошли весь путь до конца. Я никого не менял по дороге и не разочарован». Ульяна Глушкова сыграла Муську Колотую, Надежда Жарычева – Шурку - Вечную Каурку, Полина Романова – Аришку Порченную, Ксения Теплова – Екатерину Душистую, Юлия Витрук – Дашку Ботаническую. Все они такие разные, какие-то некомплектные, зато на любой вкус. Некоторые мужчины в зале очень даже живо реагировали на пеструю фактуру самодеятельной «публичной артели».
На сцене почти постоянно присутствует только один мужчина. В программке он так и именуется – Мужчина. В нескольких ипостасях, вплоть до гермафродита, появляется Артем Соколов. Он же - рассказчик, голос самого автора. Поначалу весьма странным кажется выбор актера: бритоголового, отчасти напоминающего Вертинского, с какой-то инородной пластикой других эпох. Но постепенно смиряешься с таким решением, даже не вполне его принимая.
«Работа с прозой всегда очень сложная и в каком-то смысле мучительная, но доставляющая удовольствие, - делится Артем своими впечатлениями о спектакле. - У тебя еще нет конкретных диалогов и сцен, они рождаются из материала. Иногда можно говорить от первого лица, иногда от третьего. Всегда это поиск, эксперимент, вытаскивание персонажа. Я люблю работать с прозой. В данном случае это воспоминания маленького мальчика. Он помнит свое детство, людей, которые его окружали. Это то, что запомнил и пронес через всю жизнь Эдуард Кочергин, а потом написал свои рассказы. Сначала мы думали о полном перевоплощении, но потом остался один рассказчик. Он уже взрослый, но как ребенок рассказывает об этих героях. Он то бравый моряк с аккордеоном, то сосед с усами. Где-то эти герои карикатурные и смешные. Часто же запоминается какой-то яркий образ. Мне нравится, когда я отступаю от образа и становлюсь автором, говорю о серьезных и лирических вещах. Это сцена в самом начале, где рассказчик вспоминает соседей, улицу, Лиду, и в финале - в театре. Для меня важно в этой истории то, что женщины покалечены и словно защищены шипами, но мы видим их тонкую внутреннюю архитектуру. Пройдя такие испытания, войну, одни, без мужчин, они тянутся к прекрасному».
Ксения Теплова сыграла самую респектабельную из жриц любви Екатерину Душистую.
«Моя героиня более благополучна, нежели ее подруги, поскольку обслуживает военных командировочных, больших начальников. Она живет иначе, занимается благотворительностью, помогает нуждающимся. Все героини занимаются своей профессией от безысходности. Кто-то из них лишился близких после блокады. Кто-то остался с ребенком на руках, с изуродованным после войны мужем. Когда я читала прозу Эдуарда Кочергина, то не могла сдержать слез, особенно в тот момент, где героини пошли в театр. У большинства этих несчастных женщин нет и никогда не будет ни детей, ни семьи. У них нет нормальной жизни, и никогда ее не будет. Но они воспитали девочку, которая вырвалась из их среды, добилась успеха и будет жить той жизнью, которой у них никогда не будет. Это меня поразило. Да еще балет — великое искусство, усиливающее контраст происходящего».
Эффектная сцена, где Екатерина Душистая сидит на стульях, на которые накинули с десяток кителей, разнообразных образцов военной формы. Она зарывается в них. Ее уже не видно. Это гора одежды, принадлежавшей нескончаемому потоку ее высокопоставленных клиентов. Еще одна яркая сцена - с девочкой, занимающейся у балетного станка, который выносят ее попечительницы. Она могла бы стать возвышенной, но превращена в комедийную, возможно, напрасно. Зато зрителям весело, когда пышнотелые дамы легкого поведения неловко задирают ноги, повторяя движения девочки.