В Пушкинском музее показали древнюю Армению

Открылась выставка "Царство Урарту"

В Пушкинском музее открылась выставка «Царство Урарту. Наследие древней Армении», которая на фоне обострения противоречий между Россией и Арменией звучит как высказывание. Выставка представляет археологические памятники X–VII веков до н.э. царства, которое некогда существовало на Армянском нагорье. Археологи открыли Урарту лишь 200 лет назад, а с 1930-х в исследованиях участвовали специалисты из Эрмитажа и ГМИИ. Исторический проект, приуроченный к 100-летию Светланы Ходжаш, которая возглавляла музейную экспедицию от Пушкинского в Армении много лет, собрал на открытии столько людей, что яблоку негде упасть.

Открылась выставка "Царство Урарту"
Артефакты Урарту VIII–VII вв. до н.э.

Казалось бы, Пушкинский представил проект, что повествует об очень давних временах, которые интересны разве что специалистам. Кто-то назвал его сугубо краеведческим. Однако давно в Пушкинском не собиралось такой толпы на открытии: люди заполнили до отказа Итальянский дворик и близлежащую лестницу, что ведет на археологическую выставку. Перед тем как публика увидела проект, выступали официальные лица — от министерства культуры Армении до представителя полномочного посла страны в РФ и армянской церкви в России. Директор ГМИИ Елизавета Лихачева зачитала длинный список благодарностей. Словом, и для Армении, и для России это далеко не рядовое событие, особенно сейчас — на фоне политических трений. Впрочем, о них не говорили. Говорили о значении археологических исследований — читай о культурном и научном сотрудничестве.

Сама выставка погружает в древнюю историю Армении. Первый раздел представляет памятники доурартского периода, когда во II–I тысячелетиях до нашей эры на Армянском нагорье возникают первые города-государства. Тогда начинают широко применять оловянистую бронзу, развивается ювелирное дело, формируются традиции расписной керамики, формируется военная элита колесничих, для которой делают искусное обмундирование. Это уже довольно развитая культура, которая расцветает с возникновением царства Урарту.

Первому армянскому государству, что просуществовало около двух столетий, посвящен основной раздел. Здесь можно найти гигантские кувшины для вина, которые говорят о том, что уже тогда культура виноделия там была на высоте. Даже главные соперники протоармян ассирийцы очень высоко отзывались о качествах пьянящего напитка, называя урартское вино «таким же свежим, как горный ручей». Камни, испещренные клинописными надписями, свидетельствуют, что письменность была заимствована урартами у ассирийцев (Ассирия граничила с царством), но имеет связь и с другими языками — шумерским и аккадским. Бронзовые фигуры, остатки цветных фресок, чаши с рельефным орнаментом подчеркивают высокоразвитую культуру.

Урартское царство достигло пика своего развития в VIII веке до н.э. — его земли простирались до Черного и Каспийского морей. Потом оно было покорено ассирийцами. Но культура не исчезла, на месте Урарту возникла Армения, которая в разных источниках имела разные названия — Армина, Харминуя, Урашту. В зале, который представляет археологические памятники постурартского периода, представлены бронзовые статуэтки из Музея истории Еревана, керамика и серебренные ритоны, найденные близ крепости Эребуни в 1968 году. Искусно выполненные сосуды в виде голов животных считаются самыми роскошными произведениями эпохи — VI–V века до н.э.

Однако финальный раздел, пожалуй, самый важный. Он рассказывает об археологических экспедициях в Армении наших специалистов — с 1930-х в исследованиях участвовали сотрудники из Эрмитажа и ГМИИ. То, что мы сегодня знаем о древнем царстве Урарту, — результат работы десятков, если не сотен востоковедов. Среди них — и директор Эрмитажа, востоковед Борис Пиотровский (отец нынешнего директора петербургского музея), обучавший сотрудников Пушкинского методике раскопок урартских памятников. Старший научный сотрудник Отдела Древнего Востока ГМИИ Ирина Лосева, которая с 1949-го по 1959 год возглавляла экспедицию от Пушкинского в Эребуни. И Светлана Ходжаш, которая после смерти Лосевой возглавила команду археологов ГМИИ в крепости, которая находится на окраине Еревана. Она родилась в 1923-м, а скончалась в 2008-м. Как раз ее столетнему юбилею и посвящен проект.

Выставка планировалась и готовилась еще командой Марины Лошак и сотрудниками музея-заповедника Эребуни, хотя открыла ее новый директор — Елизавета Лихачева. Но, кажется, она приложила руку к тому, чтобы проект состоялся, — судя по речи на открытии, в которой Лихачева оговорилась, что все было непросто. И кажется, что в процессе выставка претерпела какие-то изменения. Не хватает в этом археологическом экскурсе современных вкраплений, которые придумывали при Лошак: так было, например, на выставке «Золото сарматских вождей», где описания артефактов пропевались оперными голосами. Но в нынешней ситуации и чистая археология оказывается актуальной. Важно, что эта выставочная история не только про древнее царство Урарту, но во многом про людей, которые исследовали тему, и большую команду из разных музеев Армении и России, которая подготовила саму выставку.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29148 от 1 ноября 2023

Заголовок в газете: Древняя Армения в Пушкинском

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру