Восток, открой личико: как работает запрет на изображение в мусульманской культуре

Портреты и герои

В исламе есть строгий запрет (харам) на изображение любых реальных живых существ. Однако это не значит, что портрет как жанр отсутствует в мусульманской культуре. Напротив, побывав в Узбекистане, автор этих строк удивился популярности селфи, а на главном кладбище Самарканда обнаружил целую фотогалерею. Хроники Востока сохранили лица своих героев — таких, как грозный завоеватель Тамерлан или его ученый внук Улугбек, вычисливший длину звездного года. Помнит история и имена великих художников. На Международном конгрессе Общества по изучению культурного наследия Узбекистана «МК» побеседовал с его председателем, доктором наук, историком и писателем Фирдавсом Абдухаликовым, который недавно выпустил первую книгу-альбом исторических портретов в лицах.

Портреты и герои
Книга-альбом «Исторические личности в шедеврах рукописного наследия Узбекистана». Фото: предоставлено Фирдавсом Абдухаликовым

Два Ренессанса

— Фирдавс Фридунович, в вашей книге «Исторические лица и сюжеты в шедеврах рукописного наследия» собрана первая полная галерея портретов людей, которые сыграли важную роль в истории Востока. Из более чем 300 миниатюр XIV–XVIII веков, находящихся в разных собраниях мира, «вырезаны» главные герои. К какому времени относится самая ранняя из приведенных в альбоме миниатюр? Где ее удалось найти и кому она посвящена?

— Узбекистан был сердцем Великого Шелкового пути — колыбелью великих научных открытий, которые были совершены в эпоху Восточного и Темуридского Ренессансов. Здесь зарождались и развивались крупнейшие цивилизации и империи. Грозные державные правители, обладавшие властью на обширнейших территориях, меняли ход истории человечества, а выдающиеся гении науки, поэзии и искусства вносили неоценимый вклад в развитие мировой цивилизации. Именно им посвящена наша книга-альбом, в которой представлены миниатюры с изображением известных и выдающихся личностей, имеющих прямое отношение к истории Узбекистана и в целом Центральной Азии.

При создании книги-альбома я постарался выбрать и уместить разнообразные миниатюры с изображением представителей различных династий. В этой связи приходилось договариваться с десятками музеев и библиотек о приобретении прав на печать редчайших миниатюр, в том числе и тех, которые ранее никогда и нигде не были опубликованы.

Самый ранний манускрипт, представленный в книге-альбоме, — это рукопись «Джами ат-таварих» («Сборник летописей») — сочинение об истории монголов, составленное в 1307 году визирем государства Хулагуидов Рашид ад-Дином Фазлуллахом. Миниатюры, украшающие рукопись, изображают многих представителей династий Саманидов, Караханидов, Газневидов, Сельджуков. Сам манускрипт ныне разделен. Одна часть хранится в Национальной библиотеке Франции, другая — в библиотеке Эдинбургского университета. Для полноты информации при подготовке книги необходимы были обе части. В итоге были проведены успешные переговоры как с коллегами из Франции, так и из Шотландии.

— Так понимаю, сам метод персонификации с помощью выделения отдельных личностей из сюжетных иллюстраций манускриптов довольно революционен.

— Можно с уверенностью сказать, что подобных объемных собраний как по разнообразию династий, так и по количеству изображений конкретных исторических персонажей, выделенных из восточных миниатюр, ранее не публиковалось. Известно, что в восточной миниатюре часто делался упор на иллюстрации, описывающие те или иные события, а не на конкретных личностей. Проще говоря, миниатюристы зачастую изображали коллективные сцены, уходящие за рамки бытия отдельного персонажа.

В этой связи персонификация с помощью выделения отдельных личностей из сюжетных иллюстраций является важным художественным приемом, что означает новую эстетику и взгляд на изображение индивидуальности через восточную миниатюру. Использование персонификации в нашей книге позволило придать каждой исторической личности свой собственный образ, превращая ее тем самым в центральную фигуру, привлекательную для читателя. Считаю, что этот прием выводит на новый уровень эмоционального и художественного восприятия этих героев произведений.

Так, например, на миниатюре из произведения «Чингизханнаме», рукопись которого хранится в Британской библиотеке, мы видим черты лица последнего хорезмшаха Джалолидина Мангуберды, несмотря на поражение, полного решимости продолжать борьбу со своим главным врагом Чингисханом. Или, допустим, основатель империи Великих Моголов Захириддин Бабур со скорбным видом выражает соболезнования по поводу смерти шаха Хусейна Байкара его семье на миниатюре XVII века из произведения «Бабурнаме», хранящегося в Лондонской библиотеке.

Фирдавс Абдухаликов. Фото: предоставлено Фирдавсом Абдухаликовым

— Изображение людей изначально было запрещено в мусульманской традиции, как в христианской…

— Изображение людей действительно было запрещено в исламе в ранние годы развития религии. Это связано с идеей избегания идолопоклонства и потенциального культа личности. Но самое интересное, что одно из 99 имен всевышнего Аллаха — Мусаввир, или художник. А позже, примерно к середине VIII — началу IX века, возникло течение суфизм. Согласно взглядам этого популярного в исламе направления, считается, что человек является частицей Аллаха. Суфизм раскрывал в человеке глубинные качества души и сыграл большую роль в развитии эстетики, этики, литературы и искусства. С течением времени мусульманские правители, которые являлись сторонниками суфизма, разработали более толерантный подход к художественному искусству. В результате в исламе возникла богатая традиция миниатюр.

Особо эта традиция начала развиваться в начале XV века при дворе младшего сына Амира Темура Мирзо Шохруха, который нанял самых известных миниатюристов своего времени и создал непревзойденный шедевр восточной миниатюры «Миражнаме», ныне хранящийся в Национальной библиотеке Франции. Это богато иллюстрированная рукопись, исполненная в арабской и уйгурской графике на классическом узбекском языке — тюрки. Автором является поэт Мир Хайдар Хорезми, который был потомком пророка Мухаммеда (мир ему). Из 84 страниц «Миражнаме» 70 представляют собой великолепные миниатюры, в том числе со сценами вознесения Пророка (мир ему) на небеса, его ночного путешествия из Мекки в Иерусалим и в мечеть ал-Акса. За этим путешествием Посланник (мир ему) вознесся на небеса. Вознесение Пророка (мир ему) называют Мирадж. Некоторые из этих работ также украсили нашу книгу.

Здесь уместно вспомнить, что Мирзо Шохрух был настолько набожным человеком, что, даже являясь правителем Хорасана, читал намаз в мечети рядом с простыми людьми. А теперь задайтесь вопросом: мог ли столь верующий человек нарушить какие-то из запретов религии ислам? Здесь мы приходим к выводу, что на момент создания этого рукописного шедевра строгих ограничений не существовало даже на изображение Пророка (мир ему). Скорее всего, запреты появились позже, когда некоторые горе-миниатюристы начали коверкать святой лик.

— История иконоборчества в христианстве насчитывает века, но сейчас любой храм наполнен ликами, в отличие от мусульманской мечети.

— В православной христианской традиции иконы играют важную роль не только как художественное выражение, но и как священный путь для общения с божественными силами и святыми. Иконы считаются окнами в духовный мир и символизируют присутствие святых.

В Коране же четко прописан запрет на идолопоклонство. Это грех, который не прощается. Потому религией ислам установлены правила, что в местах для молебнов — будь то мечеть или обычная комната — не должно быть никаких изображений живых существ. Однако в хадисе говорится, что Аллах красив и любит красоту. Поэтому большинство восточных памятников и мечетей украшены эпиграфикой и росписью. Мастера виртуозно вплели в узоры аяты Корана, хадисы, стихи и даже данные о строительстве. В нашей серии книг «Архитектурная эпиграфика Узбекистана» мы расшифровываем и переводим надписи — могу сказать вам со всей ответственностью, что это целое искусство, которое активно применяется и в современности.

«Ибн Сина (Авиценна) лечит племянника Кабуса ибн Вашимгира от любовной болезни" из произведения "Чар макала" (Музей турецкого и исламского искусства Стамбул, Турция)» Фото предоставлено Фирдавсом Абдухаликовым.

— Жанр портрета складывался на Востоке совсем иначе, чем на Западе. Как именно? Какие запреты существовали, но потом были сняты, а какие остались?

— На Западе искусство портрета развивалось тоже неоднозначно. Средневековые художники были ограничены строгими церковными канонами, и только в эпоху Ренессанса произошел революционный подъем в портретном искусстве, которое вышло на передовые позиции. На Востоке многие правители были более консервативными, зачастую следуя учению суфизма, где скромность была главным требованием.

Лишь знаменитый художник XV–XVI веков Кемаледдин Бехзад, который имел огромный авторитет и служил при дворах не одного правителя, посмел внести новшества в искусство миниатюры. Именно Бехзад впервые в истории восточной живописи превратил реального человека в героя своего творчества. Он начал прорисовывать лица персонажей более детально, разнообразив типажи, создав портреты Хусейна Байкары, Алишера Навои, Шейбанихана и других. Тем самым Бехзад поднял на более высокий уровень искусство портрета.

Расцвел портрет в восточной миниатюре уже при династии Бабуридов, которые уходили от суфизма, следовательно, и от аскетизма и свободно позировали художникам-портретистам, которые, в свою очередь, экспериментировали со стилями, в том числе и западными. При этом прижизненных портретов самого основателя династии Мирзо Бабура, который также придерживался суфийских традиций, так и не обнаружено.

Тамерлан в натуре

— Писали ли художники древности известных современников с натуры?

— Да. Например, в нашу книгу включен портрет Хусейна Байкары авторства Бехзада из музея Университета Гарварда. Присутствует и предположительно прижизненный портрет Амира Темура неизвестного автора, упомянутый в одном из трудов Галины Пугаченковой. Существует также, возможно, прижизненный портрет Абдуллахана II, на котором он разрезает дыню. Эта миниатюра неизвестного художника конца XVI века хранится в Британской библиотеке.

Кстати, в трактате Низами Самарканди «Чор Макола» («Четыре статьи»), написанном в середине XV века, есть рассказ о том, как эмир Махмуд Газневи искал Авиценну с помощью, говоря современным языком, «фоторобота». Он поручил художнику Абу Насру Арроку по памяти написать портрет ибн Сины, сделать 40 копий и разослать по всем регионам страны. Однако ни одной копии этого изображения, как, впрочем, и другого прижизненного детализированного портрета Авиценны, к сожалению, не сохранилось.

— Действительно ли миниатюра занимает более важное значение в восточной истории, нежели в западной, потому что это основной источник, благодаря которому мы можем узнать, как выглядели эмиры, принцы, поэты и философы?

— Безусловно, миниатюра, как и любой другой вид изобразительного искусства, — один из важнейших источников информации. Из восточных миниатюр можно почерпнуть достаточно много. В том числе и идентифицировать лица. Однако называть основным источником информации миниатюры все же бы не решился. Существует достаточно много трактатов, в которых детально описывается внешность того или иного персонажа. Например, в «Бабурнаме» есть описание облика, в том числе и черт лица Хусейна Байкара. Испанский путешественник Клавихо, побывавший при дворе Амира Темура в начале XV века, описывал облик великого полководца. Теолог Абу Исо Термези в труде IX века «Шамоили Мухаммадия» описал облик самого пророка Мухаммеда (мир ему).

— Миниатюра с изображением Александра Македонского также нарисована художником по описанию?

— Нет. Художники, которые, не зная, как на самом деле выглядит тот или иной царь или полководец, использовали воображение или же облик действующего на тот момент правителя своей страны. Например, Кемаледдин Бехзад в миниатюре, украшающей произведение «Хамсе» Низами Гянджеви, хранящейся в Британской библиотеке, изобразил Александра Македонского (Искандера), использовав черты лица Хусейна Байкара. Но чаще всего при изображении исторических личностей художник опирался на портреты своих предшественников или образы, которые были созданы при их жизни.

Тамерлан. Миниатюра персидского художника Бехзада.

— Среди изображений есть портрет Амира Темура, который иллюстрировал биографию завоевателя, написанную персидским историком Язди «Зафарнаме» уже после смерти Тамерлана. Что известно об авторе миниатюр? На какие сведения опирался художник, создавая образ легендарного эмира?

— Шарафаддин Язди — автор самого манускрипта, но не миниатюр. Это огромный труд, написанный в XV веке, впоследствии несколько раз переписывался и оформлялся совершенно разными художниками и в разные времена. Известно, что один из манускриптов, который хранится в библиотеке Университета Хопкинса в США, расписывал миниатюрами Бехзад. Имена художников, расписывавших другие экземпляры, которые хранятся во многих коллекциях мира, в том числе в Индии, Великобритании и Узбекистане, неизвестны. Что касается образа Темура, то подробное описание облика полководца есть как в самом произведении «Зафарнаме», так и в трактате XIV–XV веков «Чудеса предопределения превратностях судьбы (в известиях) Темура» авторства историка ибн Арабшаха.

— Как «Зафарнаме» оказалась в библиотеке Университета Хопкинса в США?

— Возможны несколько вариантов. Наиболее вероятный — через Индию, где в библиотеках Бабуридов хранились ценнейшие рукописи, среди которых были труды Мирзо Улугбека, Алишера Навои, а также, скорее всего, и «Зафарнаме» с изображениями Амира Темура. Когда в XIX веке пришли британцы, они отправили большинство манускриптов в Лондон, откуда эта рукопись могла быть вывезена и в США. Второй вариант — через Россию, где рукопись могла оказаться в трех временных промежутках — Российской империи, советские времена и во время развала СССР, когда в таможне царила полная анархия. Наконец, через Турцию: в XVI веке Шейбани-хан завоевал Герат, и сын Хусейна Байкара Бади аз-Заман бежал к османам в Стамбул, куда увез огромное количество рукописей. Ну а турецкие контрабандисты позже продавали многие манускрипты на Запад, и таких случаев мы знаем предостаточно.

— Немало в книге приводится работ придворного художника, одного из крупнейших мастеров миниатюры Востока Камилиддина Бехзада. Это полулегендарная фигура. Многие работы приписываются ему из-за его известности. Удалось ли в ходе подготовки книги разобраться, какие миниатюры действительно принадлежат его руке, а какие нет? Исследователи считают, что не все иллюстрации из биографии Тамерлана «Зафарнаме» сделаны Бехзадом. А как вы думаете? Насколько в целом жестко стоит проблема атрибуции в средневековом искусстве Востока?

— Бехзад — действительно фигура очень значимая. Он является важной составляющей Темуридского Ренессанса. Это осознавали и его современники. Правители разных стран буквально охотились за ним. Он успел побывать при дворах трех династий: Темуридов, Шейбанидов и Сефевидов. Османы так его и не заполучили, поскольку сефевидский шах Исмаил увез художника в Тебриз и до такой степени берег его, что на время схватки с османским султаном Селимом повелел спрятать в пещере не богатства и жен, но Бехзада, чтобы его не нашли и не увезли в Стамбул.

Что касается атрибуции, то проблема действительно имеется. Но 80% миниатюр, под которыми стоит авторство Бехзада, на сегодняшний день определены наверняка. Некоторые художники или торговцы приписывали миниатюрам авторство Бехзада, таким образом пытаясь повысить цену при продаже рукописи. Все это на самом деле осложняет идентификацию миниатюр.

— Какие критерии?

— В первую очередь временные отрезки. Достоверными на 100% можно считать миниатюры, сделанные при дворе Хусейна Байкара, где работал Бехзад. Также есть бехзадоведы, которые определяют подлинность, можно сказать, на глаз. Есть они и в Узбекистане, много подобных специалистов в Иране, Азербайджане, Таджикистане. Недавно мы подготовили и опубликовали книгу-альбом, посвященную миниатюрам Бехзада, под названием «Бехзад: Пристыдивший Мани».

Суеверия и советское наследие

— Сейчас в московском Музее русского импрессионизма проходит выставка «Автор неизвестен», и один из хитов проекта — портрет узбекского мальчика кисти Бориса Пестинского, который удалось недавно атрибутировать. В 1932 году зоолог и художник был арестован по «академическому делу» и сослан в Среднюю Азию, где писал портреты детей. Так вот, есть мнение, что ему с трудом удавалось получить разрешение у родителей, потому что те считали, что ребенок может умереть из-за портрета, что он будто бы заберет его душу. Действительно ли такие убеждения сохранялись в Узбекистане до ХХ века? Есть ли они сейчас?

— Скорее всего, это следствие верований, сформированных в XVII–XVIII веках. Вместе с этим в каких-то случаях подобные устои можно встретить не только в Узбекистане, но и по всему миру даже сейчас. Истово верующих людей, которые соблюдают все каноны религии, так же, как и просто суеверных, было много во все времена и вне зависимости от места проживания.

— С другой стороны, когда я зашла на старое кладбище в Самарканде, где находится и мавзолей Ислама Каримова, было ощущение, что находишься в фотогалерее. Почти на каждой плите — большое и качественное изображение усопшего. Эта традиция принесена советским временем? Как меняется бытовое отношение к портретам? Туристам, например, официально разрешили снимать фото и видео на улицах Узбекистана только пять лет назад.

— Фотографии на надгробиях — советское наследие, которое прижилось по всему постсоветскому пространству и к религии отношения не имеет. Но на многих плитах нет фотографий, а лишь начертаны имена покойных и суры (молитвы) из Корана. Узбекистан — свободное государство, где люди имеют возможность соблюдать религиозные обряды или же оставаться в светском поле. Каждый сам принимает решение о том, как именно оформить захоронение.

Запрет же на уличные съемки для туристов без разрешения был связан с обеспечением безопасности. За последние годы многое изменилось. Мы живем в новом Узбекистане, где активно развивается туризм и всегда рады гостям.

— Как в современном Узбекистане развивается жанр портрета?

— Портрет Амира Темура работы выдающегося художника Малика Набиева знаменит на весь мир. Так же как и работы выдающихся художников-портретистов, которые жили и творили в Узбекистане в XX веке. Среди них следует обратить особое внимание на портреты Мирзо Улугбека, в разное время выполненные народными художниками Узбекистана Чингизом Ахмаровым и Акмалом Икрамджановым. Популярны у узбекских художников портреты Бабура. Его рисовали и Малик Набиев, и Азиза Маматова, которая изобразила основателя империи Великих Моголов, основываясь на картине индийских художников XVI века «Бабур Мирза в саду». Народный художник Акмаль Нур в своем произведении «Армон» изобразил Бабура, также вдохновившись миниатюрой индийского художника. Немало живописцев, непосредственно продолжающих миниатюрное искусство Средневековья. Например, Ниёзади Холматов, автор таких миниатюр, как «Бабур» и «Сон Юсуфа».

— Вы часто делаете селфи?

— Лично я предпочитаю профессиональных фотографов. Однако иногда делаю селфи перед выступлением, чтобы посмотреть, как выгляжу со стороны.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29161 от 21 ноября 2023

Заголовок в газете: Открой личико, Восток

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру