18-летнюю дочь Евгения Цыганова и Ирины Леоновой назвали лучшей актрисой

Панические атаки на границе с Норвегией

На втором Открытом фестивале авторского кино «Зимний», проходившем в Москве, главную награду получила драма «Панические атаки» Ивана И.Твердовского. Ее планировали снимать не только в России, но и в Норвегии, недалеко от единственного пешеходного пограничного пункта, отделяющего две страны. Но в какой-то момент это оказалось невозможно, и пришлось ограничиться Мурманской областью.

Панические атаки на границе с Норвегией
Полина Цыганова с наградой. Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

Картина о жизни в небольшом городе на границе с Норвегией оказалась очень актуальна в свете попыток закрыть все северные наземные пропускные пункты. Роуд-муви за лучшей жизнью — так можно назвать это отчаянное путешествие из российской провинции в еще более захолустный городок приграничной Норвегии. Первоначально фильм назывался «Кликушество», а сценарий был написан Иваном И.Твердовским еще в студенческие годы. Его интересовала блуждающая природа человека, который не может найти свое место в жизни, не способен себя контролировать. Фильм стал для режиссера своеобразной терапией, и дело тут вовсе не в медицинском аспекте, скорее в душевном смятении.

Иван И.Твердовский получил Гран-при. Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

Кино рождалось трудно и на протяжении двух лет. До Норвегии съемочная группа так и не доехала, хотя изначально все к тому шло. Копродукции с Норвегией не получилось. В итоге снимали на Кольском полуострове и в Москве. Однако исполнительница главной роли Лена Тронина съездила на один день в Норвегию, чтобы испытать на себе все те чувства, которые переживает ее героиня. Актриса и сама не раз меняла место жительства, уезжала в Казахстан и Китай. Родители в отличие от ее экранной матери (Светлана Камынина) не препятствовали ее выбору, но когда Лена приехала в Германию к родственникам, те ее не встретили с распростертыми объятиями, сославшись на ремонт. Так что напряженные отношения ее героини с сестрой в фильме близки актрисе. 

Вика молода, но уже подвержена паническим атакам. Ей важно, чтобы двери всегда были приоткрыты, где бы она ни находилась, даже в автомобиле. Город, в котором она живет, в плане экологии неблагоприятный. Да и жизнь в нем унылая. Молодежь развлекается в автомобилях, накрытых чехлами, которые скрывают их от посторонних глаз, и в стеклянной будке для караоке, установленной в городе. Сестра Вики живет в приграничном районе Норвегии, и Вика хочет туда уехать, вопреки истерикам матери, которая считает, что не для того растила дочерей, чтобы они уехали. Картина жесткая, как всегда у Ивана И.Твердовского, с неожиданным финалом и отличными актерскими работами.

Награду за лучшую мужскую роль заслуженно получил Сергей Двойников, сыгравший в «Панических атаках» приятеля Вики, немного влюбленного в нее. Он и перевезет ее через границу, станет свидетелем того, что и представить себе невозможно. А потом преспокойно заживет с ее сестрой в родном городке, будет воспитывать ребенка, ходить на работу, смотреть по вечерам телевизор, словно ничего не произошло.

В картине интересное звуковое решение, за которое отвечал Рустам Мамедов. Мы неоднократно слышим индустриальный скрежет, основанный на крике актрисы, который производит жутковатое ощущение. Иван И.Твердовский стремился избежать буквальных прочтений. Его интересовала борьба человека с самим собой, и зритель это ощущает.

Две награды достались и фильму «110» дебютанта и выпускника мастерской Константина Лопушанского в Санкт-Петербургском университете кино и телевидения Ильи Михеева — за изобразительное решение (оператор Алексей Зайков) и лучшую женскую роль, которую сыграла 18-летняя Полина Цыганова — дочь Евгения Цыганова и Ирины Леоновой. Она уже снималась в сериале «Алиса не может ждать» Наталии Мещаниновой, и это ее вторая роль.

Полина Цыганова с отцом Евгением Цыгановым. Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

Начинающего режиссера Полина привлекла строптивым нравом. Все началось с претензий, которые она ему предъявляла. В лицее, где учится героиня Полины, ее одноклассница добровольно уходит из жизни после того, как видео с ее участием выложат в Сети одноклассники. Алиса, которую сыграла Полина, после этого перестанет говорить, поскольку тоже находилась в компании и ничего не сделала, чтобы предотвратить издевательства.

У юной актрисы какая-то дикая красота, в определенные моменты она кажется очень взрослой рядом с мамой, которую сыграла Елизавета Боярская. Она холодная мать и общается с дочерью формально, без особого интереса. А дочь похожа на мать, она словно ее отражение.

На премьеру Полина пришла со своей мамой — Ириной Леоновой, прекрасной театральной актрисой, на которую нельзя было не любоваться в ее первых ролях в Малом театре. Во время показа она держала дочь за руку. А Елизавета Боярская не пришла на показ, поскольку в тот день у ее сына был день рождения, а это для нее святое. Она совсем другая мать, не такая, как мать Алисы.

Илью Михеева больше всего волновала тема покаяния, а буллинг пришел позже, как и 110-я статья Уголовного кодекса, связанная с доведением до суицида. Ему хотелось рассказать историю с точки зрения мучителя, соучастника, показать, что чувствует человек, который не сказал «нет» в нужный момент.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29175 от 11 декабря 2023

Заголовок в газете: Панические атаки на границе с Норвегией

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру