На Роттердамском фестивале показали фильмы, испугавшие политиков и церковь

Агнешка Холланд и Марко Беллоккьо оказались бесстрашными борцами с несправедливостью

На Роттердамском международном фестивале дебютного, авторского и экспериментального кино, проходящем в Нидерландах, помимо работ начинающих кинематографистов показывают фильмы мастеров. Это задает планку, до которой молодым режиссерам еще далеко, а кому-то ее никогда не достичь.

Агнешка Холланд и Марко Беллоккьо оказались бесстрашными борцами с несправедливостью
Кадр из фильма «Похищенный». Фото: Пресс-служба фестиваля

При этом вне зависимости от статуса авторов все картины участвуют в общем зрительском голосовании. Его результаты обновляются каждый день. Пока лидирует «Зеленая граница» 75-летнего польского режиссера Агнешки Холланд, которая давно живет в Праге. Ее картина создана в копродукции Польши, Чехии, Бельгии, Франции и других стран. 84-летний итальянский мэтр Марко Беллоккьо приехал с фильмом «Похищенный» (Италия—Франция—Германия) и оказался всего лишь на 22-м месте в зрительском рейтинге. Хотя его картина на порядок выше некоторых опусов, вырвавшихся вперед.

Оба фильма — о хрупкости человеческой жизни, насилии со стороны государства или церкви. Холланд и Беллоккьо вступили в тот почтенный возраст, когда нечего бояться. Их кино напугало сильных мира сего, спровоцировало скандалы.

Агнешка Холланд с 2021 года возглавляет Европейскую киноакадемию, сменив на президентском посту Вима Вендерса. Она работала с Вайдой и Кеслёвским, достигла многого в профессии, но настолько демократична, что в толпе ее не отличить от волонтеров — роттердамских пенсионеров. В Европе их часто привлекают к работе. Это у нас на фестивалях работают студенты. «Я рада быть в Голландии (Holland). Мое имя — Агнешка Холланд (Holland)», — так обратилась автор «Зеленой границы» к зрителям. А они после показа приветствовали ее стоя. Впервые такое довелось увидеть за 20 лет пребывания на фестивале.

Агнешка Холланд своя среди зрителей.

«Зеленая граница», уже получившая спецприз Венецианского фестиваля, вызвала недовольство польских политиков, поскольку нелицеприятно показывает недавние события на белорусско-польской границе, где концентрация мигрантов из Сирии и Афганистана превысила все нормы. О фильме жестко высказался президент Польши Анджей Дуда.

Большая семья из Сирии с маленькими детьми летит в Минск. Их попутчица — учительница из Афганистана. Они мечтают попасть в Европу. Для этого надо только перейти границу. И тут начинается ад. Беженцев обирают и избивают по обе стороны границы. Им продают бутылку воды за 50 евро и по сигналу отправляют, а потом многократно возвращают с территории одной страны в соседнюю. Пограничники приподнимают колючую проволоку, выталкивают страдальцев в Польшу, а потом назад, и так сутками. К ним относятся как к представителям низшей расы, поскольку они цветные. Часто совсем молодые люди испытывают наслаждение от возможности унизить другого. Польский пограничник (его сыграл Томаш Влосок) ждет рождения ребенка, заботится о беременной жене, которая увидит в его телефоне видео, где муж жестоко обходится со стариками, детьми, беременными женщинами…

Сочувствия и помощи беженцы могут ждать только от волонтеров, но и у них мало возможностей, чтобы самим не загреметь на скамью подсудимых. Волонтеры могут только принести сухую одежду, спальные мешки, лекарства, еду. Неравнодушную героиню Юлию сыграла великолепная польская актриса Майя Осташевска, известная по фильмам «Катынь» Анджея Вайды, «Список Шиндлера» Стивена Спилберга, «Пианист» Романа Полански, «Тело» и «Снега больше не будет» Малгожаты Шумовска, «Одиночество в сети» Витольда Адамека. Во время ковида умер муж Юлии, и она полна решимости спасать людей, пока другие предпочитают делать вид, что ничего не происходит. Сирийские беженцы надеются на счастливый исход и теряют самых близких. Европа — не рай на земле, но от неравнодушия людей все-таки кое-что зависит.

Картина черно-белая, за исключением нескольких кадров. Она — как хроника, беспощадное свидетельство времени. В финале Холланд показывает украинско-польскую границу, где в феврале 2022 года тоже выстроились очереди, но отношение к людям совсем другое, потому что они белые.

«Похищенный» Марко Беллоккьо, растревоживший церковь, и не только в Италии, тоже основан на реальных событиях, которыми заинтересовался в свое время Стивен Спилберг, но фильм так и не снял. Это история священника Эдгардо Мартара, которого ребенком в 1850-е забрали у еврейских родителей и отдали под опеку папы Пия IX. А он, желая добра, проявляет жестокость, чувствует себя всесильным, забывая о том, что любая власть конечна. Поскольку в раннем детстве еврейского ребенка тайно и самовольно крестила служанка, то теперь из него хотят сделать настоящего католика — и сделают это. Мальчик так напуган, что видит сон, в котором освобождает Иисуса, и тот сходит с креста. Став взрослым, он будет языком рисовать крест на полу церкви, а умирающей матери-еврейке скажет о необходимости выбора в пользу католичества.

Успех «Похищенного» во многом связан с исполнителем главной роли — трогательным юным актером Эниа Сала. Фильм Беллоккьо напоминает старинное живописное полотно. Удивительно, что в свои немалые годы режиссер способен создавать столь масштабное кино. Он не собирался снимать антикатолическую картину, а хотел исследовать соотношение веры и церковных догматов, о чем говорил в Роттердаме. Его собственные симпатии — на стороне ребенка, оказавшегося заложником религиозного насилия.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29206 от 31 января 2024

Заголовок в газете: Режиссер как пенсионер. Терять нечего

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру