Да, именно так это и происходит: не к звезде какой-нибудь, известному блогеру/стримеру, инстасамке и прочим бездельникам, а к обыкновенным людям, живущим среди нас, приезжает маленькая творческая группа в составе драматурга, режиссера и фотографа. Экспедиция длится несколько дней, и за это время человек рассказывает столичным гостям историю своей жизни, на основе которой творческая команда создает спектакль. Точнее, моноспектакль. Один из таких героев, который, разумеется, героем себя не считает, живет в маленьком городке Буинске, что в 140 км от Казани. Его зовут Раиль Садриев.
Историк по образованию, серьезно занимавшийся исследованием жизни Христа, а в 90-е испытавший себя бизнесом, совершил невероятный кульбит — в родном Буинске, где всего-то 19 тысяч жителей да два завода — сахарный и спиртовой, — построил театр. Настоящий — с труппой в 22 человека, с залом на 400 мест, со всеми полагающимися цехами и службами. Справедливости ради стоит сказать, что и до него в Буинске работал народный театр, но добиться реконструкции его здания, перевести в статус государственного и в конце концов построить новое современное здание сумел именно он, Раиль Садриев. И вот о нем казанский драматург Ильгиз Зайниев сочинил пьесу, а режиссер Айдар Заббаров поставил спектакль под загадочным названием «Медитативный еж», завершивший проект «Голоса страны».
На сцене павильона «Дом культуры», где и проходили показы всех моноспектаклей, две стены развернуты к зрителю, как книга. На ее «страницах» — изображение леса, причем не очень-то ухоженного. Реальные пни на сцене и ее зеленое покрытие, подчеркнувшее неровности ландшафта, дополняют картину лесной чащи, где на пеньке в раздумье сидит человек в брезентовом плаще с капюшоном, шерстяная шапка как-то нелепо сидит на голове. По всему видно, что сильно погружен в свои думы человек. А тут еще старинная песня женским голосом, слова которой не внушали оптимизма: «Горе мое, горюшко большое…»
Человек вдруг встрепенулся, замер, прислушался и с тревогой в голосе:
— Кто здесь? Кто здесь? Ну, выходи!
Перешел на другую сторону сцены, нагнулся, порылся в сценической траве и достал… ежа. Натурального ежика, который, как и положено, при виде опасности колючки распустил, сжавшись на ладони Семчева, который констатировал: «Колючий». При виде натурального ежика волна шума прокатилась по залу, и шум этот был совсем не таким, какой обычно у публики вызывает кошка, на радость зрителю вышедшая на сцену. На ежика реакция оказалась теплой, мягкой, как само слово «ежик». А Александр Семчев, который изумительно умеет работать на интонациях и паузах, продолжил: «Испугался? Я тоже испугался… Испугаешься тут. Если бы не боялся… давно бы… В меня стреляли два раза: в первый, конечно, не в меня конкретно… так, под замес попал. Второй раз точно в меня. И тогда я сам себе сказал… — в третий раз точно убьют».
Стоп! А это точно про директора театра спектакль, про яркую творческую натуру вулканического темперамента, которой одного менеджмента для полноты счастья мало, он еще и на сцену выходит. А тут — стреляли, чуть не убили, бизнес какой-то. И темперамент у артиста, изображающего героя из Буинска, неторопливый, будто приглушенный. Тем не менее это о нем, Раиле Садриеве, но только из прошлой жизни. Драматург Зайниев и режиссер Заббаров предпочли рассказать не столько о человеке в данный момент, а о пути, который привел его к тому, что он сейчас имеет, чем все вокруг гордятся.
Путь, начавшийся в крутые 90-е, в регионе, жившем, как и вся страна, по своим законам. И эти законы стали его испытанием: бизнес — розыск — размышления о судьбе, проведении, квантовом скачке и Боге. Вся театральность, которая потом войдет в жизнь героя, сознательно убрана, ни единого намека на будущее героя. И в таком решении есть удача моноспектакля «Медитативный еж» о человеке, который на ежа похож разве что прической. О человеке, обретшем себя, а значит, гармонию, в театре, где он еще и на сцену выходит и играет свой моноспектакль «Дервиш», где больше часа один на своей сумасшедшей энергетике держит зал. И что бы вы думали — эта его работа попала в шорт-лист национальной театральной премии «Золотая маска». У него, любителя, серьезные конкуренты в лице в том числе и столичных театров и актеров. А его жизнь, полную приключений, поражений, обретений, теперь играет Александр Семчев.
Раиль стал последним героем проекта «Голоса страны» этого сезона. В нем Александра Ребенок уже представила специалиста по этикету, Александра Урсуляк была пенсионеркой, когда-то работавшей инженером по охране труда. Анастасия Светлова говорила от имени жены водителя мусоровоза из Новосибирска, а Игорь Миркурбанов — от имени врача. Проект однозначно имеет успех у зрителя, и, насколько мне известно, Константин Богомолов собирается несколько спектаклей забрать к себе на Бронную и включить их в афишу.