Александр Семчев стал директором театра

Известному артисту на сцене подыграл… ежик

Популярный артист Александр Семчев, которому на днях указом президента присвоено звание народного артиста России, примерил на себя роль реального человека, живущего среди нас. И этот человек приехал в Москву, чтобы посмотреть, как он выглядит в исполнении Семчева. Уникальный опыт Константина Богомолова — «Голоса страны», который в течение месяца показывали на ВДНХ, открывает новую страницу отечественного документального театра.

Известному артисту на сцене подыграл… ежик

Да, именно так это и происходит: не к звезде какой-нибудь, известному блогеру/стримеру, инстасамке и прочим бездельникам, а к обыкновенным людям, живущим среди нас, приезжает маленькая творческая группа в составе драматурга, режиссера и фотографа. Экспедиция длится несколько дней, и за это время человек рассказывает столичным гостям историю своей жизни, на основе которой творческая команда создает спектакль. Точнее, моноспектакль. Один из таких героев, который, разумеется, героем себя не считает, живет в маленьком городке Буинске, что в 140 км от Казани. Его зовут Раиль Садриев.

Историк по образованию, серьезно занимавшийся исследованием жизни Христа, а в 90-е испытавший себя бизнесом, совершил невероятный кульбит — в родном Буинске, где всего-то 19 тысяч жителей да два завода — сахарный и спиртовой, — построил театр. Настоящий — с труппой в 22 человека, с залом на 400 мест, со всеми полагающимися цехами и службами. Справедливости ради стоит сказать, что и до него в Буинске работал народный театр, но добиться реконструкции его здания, перевести в статус государственного и в конце концов построить новое современное здание сумел именно он, Раиль Садриев. И вот о нем казанский драматург Ильгиз Зайниев сочинил пьесу, а режиссер Айдар Заббаров поставил спектакль под загадочным названием «Медитативный еж», завершивший проект «Голоса страны».

На сцене павильона «Дом культуры», где и проходили показы всех моноспектаклей, две стены развернуты к зрителю, как книга. На ее «страницах» — изображение леса, причем не очень-то ухоженного. Реальные пни на сцене и ее зеленое покрытие, подчеркнувшее неровности ландшафта, дополняют картину лесной чащи, где на пеньке в раздумье сидит человек в брезентовом плаще с капюшоном, шерстяная шапка как-то нелепо сидит на голове. По всему видно, что сильно погружен в свои думы человек. А тут еще старинная песня женским голосом, слова которой не внушали оптимизма: «Горе мое, горюшко большое…»

Человек вдруг встрепенулся, замер, прислушался и с тревогой в голосе:

— Кто здесь? Кто здесь? Ну, выходи!

Перешел на другую сторону сцены, нагнулся, порылся в сценической траве и достал… ежа. Натурального ежика, который, как и положено, при виде опасности колючки распустил, сжавшись на ладони Семчева, который констатировал: «Колючий». При виде натурального ежика волна шума прокатилась по залу, и шум этот был совсем не таким, какой обычно у публики вызывает кошка, на радость зрителю вышедшая на сцену. На ежика реакция оказалась теплой, мягкой, как само слово «ежик». А Александр Семчев, который изумительно умеет работать на интонациях и паузах, продолжил: «Испугался? Я тоже испугался… Испугаешься тут. Если бы не боялся… давно бы… В меня стреляли два раза: в первый, конечно, не в меня конкретно… так, под замес попал. Второй раз точно в меня. И тогда я сам себе сказал… — в третий раз точно убьют».

Стоп! А это точно про директора театра спектакль, про яркую творческую натуру вулканического темперамента, которой одного менеджмента для полноты счастья мало, он еще и на сцену выходит. А тут — стреляли, чуть не убили, бизнес какой-то. И темперамент у артиста, изображающего героя из Буинска, неторопливый, будто приглушенный. Тем не менее это о нем, Раиле Садриеве, но только из прошлой жизни. Драматург Зайниев и режиссер Заббаров предпочли рассказать не столько о человеке в данный момент, а о пути, который привел его к тому, что он сейчас имеет, чем все вокруг гордятся.

Путь, начавшийся в крутые 90-е, в регионе, жившем, как и вся страна, по своим законам. И эти законы стали его испытанием: бизнес — розыск — размышления о судьбе, проведении, квантовом скачке и Боге. Вся театральность, которая потом войдет в жизнь героя, сознательно убрана, ни единого намека на будущее героя. И в таком решении есть удача моноспектакля «Медитативный еж» о человеке, который на ежа похож разве что прической. О человеке, обретшем себя, а значит, гармонию, в театре, где он еще и на сцену выходит и играет свой моноспектакль «Дервиш», где больше часа один на своей сумасшедшей энергетике держит зал. И что бы вы думали — эта его работа попала в шорт-лист национальной театральной премии «Золотая маска». У него, любителя, серьезные конкуренты в лице в том числе и столичных театров и актеров. А его жизнь, полную приключений, поражений, обретений, теперь играет Александр Семчев.

Раиль стал последним героем проекта «Голоса страны» этого сезона. В нем Александра Ребенок уже представила специалиста по этикету, Александра Урсуляк была пенсионеркой, когда-то работавшей инженером по охране труда. Анастасия Светлова говорила от имени жены водителя мусоровоза из Новосибирска, а Игорь Миркурбанов — от имени врача. Проект однозначно имеет успех у зрителя, и, насколько мне известно, Константин Богомолов собирается несколько спектаклей забрать к себе на Бронную и включить их в афишу.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру