Музей в Камергерском переулке решил вновь поднять вопрос о сценичности / несценичности драматургической части наследия Александра Сергеевича, поскольку пушкиноведы «почти не раскрывают зрелищную природу театральных текстов», - это цитата из анонса выставки. Вообще, чтобы исследователи изучили зрелищность или что-то еще, сначала должно произойти накопление материала – что и делается музеем в течение десятилетий.
Историческая канва такова. Впервые Художественный театр обратился к произведениям Пушкина в 1907 году – речь о драме «Борис Годунов». Тогда главным художником выступил легендарный Виктор Симов, а постановщиками - Немирович-Данченко и Лужский.

Прошло семь лет, и театр – в 1915-м году – поставил «Маленькие трагедии».
Отдельные произведения цикла поделили между собой два гения – Немирович-Данченко взялся режиссировать «Пир во время чумы» и «Каменного гостя», а Станиславский – «Моцарта и Сальери». Но в итоге на афише значилось одно имя режиссера и художника – Александра Бенуа.
Руководство Бенуа не было номинальным, так как именно ему принадлежала идея объединить пьесы в трилогию, чтобы зрители увидели, как «борется человеческая душа с Богом, как борется она с другими душами, как побеждает их и как в конце концов оказывается безнадёжно проклятой, погибшей», - рассказывают в Музее МХАТ.

О «Борисе Годунове» Художественный театр вспомнил вновь в 90-е – пьеса серьезно резонировала с текущей политической ситуацией.
В 1994 году режиссер Олег Ефремов поручил постановочную часть художнику-сценографу Борису Мессереру. Борис Асафович широко прибег к техническим ухищрениям – в спектакле двигались фрагменты пола, с помощью которых сменялись отдельные сцены, а на подвесных спускаемых экранах возникали ремарки, обозначавшие время и место действия каждой сцены. При этом над подмостками выводились цветные проекции летописных рисунков. Татьяна Глебова по поручению Ефремова создала костюмы, стилизованные под аутентичную одежду начала XVII века – эскизы работы выдающегося костюмера мы видим на выставке.

Помимо этого посетители в максимальном приближении знакомятся со спектаклем «Последние дни» (1943 года) и «Медная бабушка» (1975). Эскизы к последнему, созданные театральным художником Петром Вильямсом, заняли на выставке особое место.