На выставке в Москве дважды показали могилу Пушкина

Год 225-летия классика и не думает заканчиваться

Юбилей Пушкина основные музеи страны отпраздновали с размахом, невиданным с советских, а точнее – со сталинских времен. «МК» наиболее подробно писал о двух выставках: о завершившемся летом энциклопедическом межмузейном проекте «ПУШКИН. 225» и о «Пушкинской Москве», где выставили все прижизненные московские книги Александра Сергеевича, а заодно напомнили о великом пожаре 1812 года. Далее тематическое «дробление» шло по нескольким направлениям – после «капитальных» выставки посвящали отдельным аспектам биографии, отдельным жанрам и так до бесконечности, но в случае с Пушкиным насыщение невозможно. Помнится, в американском фильме «Послезавтра» главный герой так объяснил гениальность своего взрослого отпрыска: в детстве его любимым словом было «еще». Вот и я говорю: «еще» всему, что связано с именем поэта, И настоятельно рекомендую посещать литературные музеи всей семьей: мама, папа и дети.

Год 225-летия классика и не думает заканчиваться

Открывшаяся в залах Государственного музея А.С. Пушкина на Арбате выставка «Пушкинские места России» представляет живописные и графические работы Эдварда Выржиковского (1928-2008).

Эдвард Яковлевич – выпускник Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (мастерская Бориса Иогансона), ученик Петра Белоусова и Александра Зайцева. Его сложно назвать «хрестоматийным» иллюстратором пушкинских произведений или ключевым летописцем в красках судьбы классика. Тем не менее, организаторы выставки правильно «эксплуатируют» бесспорный интерес Выржиковского к пейзажам и памятникам русской архитектуры.

Они подобрали произведения так, что складывается впечатление: мастер кисти бесконечно путешествовал по местам, где ступала нога Пушкина: Михайловское, Архангельское, городище Воронич, Псков с крепостью Изборск, Тригорское (к хозяевам поместья Осиповым-Вульф Пушкин часто заезжал во время Михайловской ссылки), Царское Село и избранные локации Петербурга, Гурзуф/Крым. И, наконец, Святогорский монастырь в Псковской области, где у алтаря Успенского собора поэт обрел последний приют, согласно преданию за год до смерти заплатив 10 рублей за место собственного погребения.

Могилу Пушкина Выржиковский изобразил дважды: тушью по бумаге в 1960 году («У милого предела»), как бы «присматриваясь» к траурному сюжету – и наконец, «в цвете» на одноименной картине 1965 года.

Также замечательны и романтичны в духе оттепели его «сдвоенная» работа «Пушкин в Михайловском» (деревянное крыльцо, буйно растущая зелень, перо и записная книжка как атрибуты творчества присутствуют), атмосферные и наполненные светом детальные полотна «Интерьер» и «Гостиная в Михайловском», многочисленные сезонные сюжеты: «Первый снег в Тригорском», «Сороть весной», «Изборск. Осень», где всего много, что называется, по сезону.

Остается надеяться, что увиденное в галерее станет поводом для посетителей, вернувшись домой, открыть томик Пушкина. Или положить на прикроватную тумбочку одну из книг о нем в серии «Жизнь замечательных людей», знакомится с которой – поверьте – намного полезнее для души, чем смотреть телевизор.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру