В основном конкурсе участвовали фильмы из Пакистана, Китая, Индии, Кыргызстана, России, Болгарии, Венгрии. Жюри под руководством продюсера и режиссера Рената Давлетьярова отметило все самое красивое.
Главный приз отправился в Болливуд. «Потерявшихся невест» сняла Кирана Рао. Ее нарядный и яркий фильм выдвигался от Индии на «Оскар». В поезде едут женихи со своими юными невестами, закрытыми свадебными сари так, что не видно лиц. Из-за этого происходит путаница. Красные с золотом одеяния девушек так похожи, что женихам достаются чужие невесты. Все они современные люди, но менталитет почти не меняется, а потому происходит то, что происходит. «Как безответственно потерять двух женщин за один день», - говорит один из героев.
«Сделку на границе» Дастана Жапара Рыскелди из Бишкека едва ли не впервые наградили не за режиссуру (Дастан уже получил обойму призов в Сочи, Анадыре, в разных странах), а за актерский ансамбль. Главные роли сыграли непрофессиональные артисты – декоратор на площадке и бывшая модель.
Это трагическая история, случившаяся с простыми и еще молодыми людьми, испытывающими нужду, пытающимися спасти своих близких. Они - звенья в цепи наркотрафика. Рискуя жизнью, два друга провозят дорогостоящий товар через границу, преодолевая опасные реки и горы. Один из них пытается спасти девушку из рабства, что приводит к ее гибели.
Без Европы на фестивале все-таки не обошлось. Конкурсная «Свадьба» Магдалены Ралчевой отмечена за режиссуру, а снята она по произведению болгарского писателя Николая Хайтова. Съемки проходили в живописной местности, и съемочная группа работала на высоте 1300 метров, откуда открываются великолепные пейзажи. Это еще одна история про необычную свадьбу, так странно закончившуюся. Начало у фильма многообещающее, а ближе к финалу он по сомнительному накалу страстей напоминает душераздирающий сериал.
Магдалена Ралчева - не только режиссер, но и руководитель болгарского кинофестиваля «Золотая липа». В марте она была членом жюри на «Духе огня» в Ханты-Мансийске.
Жаль, что китайская «Зеленая волна» молодого режиссера Сю Лэя, пожалуй, самая безупречная в конкурсе, не удостоена внимания жюри. Она сделана без слащавости, скупо, точно, но ярко. Пока главный герой - сценарист пребывает в поисках себя в искусстве и киноиндустрии, его отец находит древнюю чашу. Ее ценность, согласно оценкам специалистов, не подлежит сомнению. Отец и сын строят планы, мечтают о покупке квартиры и машины, как заживут по-человечески. Самое главное - они становятся близки друг другу, пока разбираются в выпавших на их долю перипетиях. Чаша окажется с сюрпризом. С ней все не так просто. Зато она станет причиной переворота отношений самых близких людей, утративших в какой-то момент понимание. И в этом фильме промелькнет невеста в фате, вспыхнет чья-то свадьба и чужое счастье.
Во внеконкурсной программе «В фокусе – Швейцария» жанрово разнообразно представили современное кино этой страны. А открыла показы лингвистическая комедия «Бонжур, Швейцария» Питера Луизи о невероятном референдуме, в результате которого официальным языком страны стал французский. Хотя половина швейцарцев говорит на немецком, а регионе Тичино – на итальянском. Есть и малочисленный народ сето, принадлежащий к финно-угорской группе и проживающей в Эстонии и Псковской области, что придало пикантности этой истории. Оказывается, он есть и на территории Швейцарии и заявляет о своих правах. Полицейский Вальтер, которого сыграл великолепный швейцарский комик Бит Шлаттер, невероятно популярный на родине, владеет только немецким. Ради того, чтобы не потерять работу, он отправляется в италоговорящую часть страны предотвращать возможные беспорядки. Прекрасно, когда народ может посмеяться над собой, над абсурдными решениями, возникающими часто не на пустом месте.
Еще одну свадьбу преподнесли авторы музыкальной сказки «Огниво против Волшебной скважины», открывшей кинофестиваль. Снял ее дебютант в режиссуре, но уже состоявшийся композитор Анджей Петрас. Бюджет у фильма микроскопический, а потому работа затянулась на годы. Сделали его каким-то чудом, иногда на коленке, но в пику безликому потоку сказочной продукции, заполонившей экраны. В самобытности этому «Огниву» не откажешь, хотя для многих зрителей оно превратилось в испытание.
Король испугался предсказания, согласно которому его дочь выйдет замуж за простого солдата. Он заточил принцессу в башню. Солдат отправил на войну. Важно, чтобы не было ей конца и края. Тогда принцесса не выйдет замуж. Но тут-то и появится солдат.
Сергей Барковский, сыгравший короля, в титрах указан, а его экранная супруга и королева нет. Лицо ей радикально изменили, чтобы никто не узнал актрису из «черного списка». Однако остался узнаваемый голос. Можно объявить конкурс из серии «угадай-ка».
В съемках некоторых музыкальных номеров участвовали представители самых разных профессий, вплоть до работников атомной электростанции. Мог бы получиться фильм в духе «Короля-оленя» Павла Арсенова, «Обыкновенного чуда» Марка Захарова, но не все сложилось. Хотя терпеливые зрители, не сбежавшие в самом начале, были вознаграждены. Помимо живых актеров в фильме участвуют марионетки, созданные главным художником Театра кукол им. Образцова Виктором Антоновым. У каждого персонажа есть своя деревянная копия, но не всегда она необходима, и иногда тормозит и дублирует действие. В любом случае хочется поддержать отважных кинематографистов, преодолевших все препоны и нашедших свой особый путь.