Вахтанговский открыл уникальный музей, рассказывающий о «гениях места»

На Арбате открылось новое выставочное пространство Вахтанговского театра

22 сентября в Москве открылось новое выставочное пространство Вахтанговского театра. Оно раскрывает историю театра чуть ли не от печенегов и половцев (а точнее, от стрелецких казарм, которые находились на месте здания театра) до первой четверти XXI века. Первыми заполненные экспонатами и мультимедийными примочками залы на 4-м этаже исторического особняка на Арбате увидел корреспондент «МК».

На Арбате открылось новое выставочное пространство Вахтанговского театра
Гостям музея предлагают путешествие по истории на карусели.

тестовый баннер под заглавное изображение

Бепрецедентный проект «Гений места» увязан на вере вахтанговцев в тринадцать как счастливое число. Поэтому в первом, витринном классическом зале представлено именно такое число великих режиссеров. На входе на почетном месте — Евгений Вахтангов.

Далее идут Захава, Мейерхольд, Алексей Попов, Александра Ремизова — единственная дама в мужской компании, Николай Акимов, Николай Охлопков, Рубен Симонов, Евгений Симонов, Роман Виктюк, Петр Фоменко, Юрий Любимов и Римас Туминас. Они размещены не по хронологии, а в последовательности, которая родилась как бы сама собой при непосредственной расстановке витрин. Так Фоменко, например, «случайно» оказался рядом с Акимовым. Но в этом есть некие тайные отсылки, они раскрываются, когда понимаешь, что Фоменко один из первых спектаклей сделал в ленинградском Театре комедии, которым много лет руководил Акимов. Получается, чем более подготовленный зритель оказывается в этих стенах, тем о большем они ему повествуют.

В России в театрах действуют единичные музеи, но такого, как сделали вахтанговцы, нет точно: здесь нет живого экскурсовода, команды дает ИИ, а экспонаты говорят голосами известных артистов. И это осознаешь, когда из зала, где персоналии раскрываются через предметы, оказываешься в помещении с вращающимся круглым диваном. На него рассаживают зрителей (их всегда будет строго по 13 в каждой группе посетителей).

В центре «мягкой карусели» установлена старинная статуя, доставшаяся музею, как рассказал директор Кирилл Крок, со времен бывшего владельца театрального особняка Берга — именно она выступает в роли «экскурсовода». Стены — экран, на котором смотришь объемный видеоролик, как в планетарии: история театра в сюжете отсчитывается от стрелецких казарм, которые стояли на этом месте в старой Москве XVI века. Правда, стены оказываются створчатыми, их «распахивают», и, о чудо, внутри все заполнено экспонатами... продолжающими рассказ. И о событиях послевоенных десятилетий мы узнаем от имени говорящего с немецким акцентом осколка фугасной бомбы, сброшенной фашистами и погубившей в ночь с 23 на 24 июля 1941 года двух артистов и работника театра.

Кирилл Крок во время ознакомительной экскурсии для прессы.

Подлинников, безусловно, много — это настоящее ружье из спектакля «Человек с ружьем» 1937 года, где Борис Щукин раз и навсегда задал эталон, как играть Ленина, советские ордена, врученные Вахтанговскому, которые пропали в 90-е и обнаружились замурованными в стенах. А также бесчисленные документы, фрагменты декора здания и декораций спектакля, костюмы, личные вещи режиссеров и известных миллионам людей артистов.

Подлинный, кстати, и тот осколок немецкой бомбы — он найден на месте руин, в которых до 1947 года пребывал театр.

Судя по всему, последние вещи, попавшие в музейное пространство, это рабочие записи Туминаса. Как человек, возродивший Вахтанговский театр в начале 2000-х, для коллег «самый русский литовский режиссер» остается Мастером с заглавной буквы.

Остается упомянуть о главном парадоксе проекта «Гений места». На взгляд автора этих строк, самыми крупными и значительными из предметов, представленных в день открытия, стали крохотные клочки бумаги. 1941 год. Театр находится в эвакуации в Омске. Страна в огне, каждый клочок бумаги, каждая капля типографской краски экономятся. Но выпускаются крохотные, размером с трамвайный билетик, билеты в театр. Искусство в любых условиях служит Победе — вчера и сегодня.

В Москве открылось новое музейное пространство Вахтанговского театра: фоторепортаж

В Москве открылось новое музейное пространство Вахтанговского театра: фоторепортаж

Смотрите фотогалерею по теме

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29612 от 23 сентября 2025

Заголовок в газете: Карусель истории

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру