Еще одну выставку, посвященную Году защитников Отечества, открыли в Российской академии художеств, можно сказать, что это выставка-рифма по двум причинам. Первая — в этом году весной здесь уже проводили выставку ко Дню Победы, а сейчас экспозицией «Защитникам Отечества» здесь закрывают знаковую для страны тему 2025-го. Вторая — сами работы расположены по принципу «рифмы»: если встать в середине одного из залов, посмотреть налево, а затем направо, можно увидеть, что по обе стороны на нас глядят Александры Невские, но разные.
Тема тяжелая — судьбы героев, смерть, деромантизация войны, но послевкусие… Отсюда выходишь с огоньком света и надежды в душе, виной тому строки Пушкина из «Медного всадника», открывающие экспозицию: «Победу над врагом Россия снова торжествует…». Каждый портрет рассказывает историю своего героя, но не при помощи этикетки или куратора выставки (хотя, безусловно, академик Татьяна Кочемасова предпослала экспозиции подробное описание) — достаточно заглянуть в глаза того, кто изображен, и ощутить все сердцем. Хотя не портретами едиными — есть и батальные сцены, развенчивающие миф о том, что война — это романтично.
Художники обращаются к разным эпохам, поэтому повествование здесь ведут по хронологии, начало — герой Невской битвы и Ледового побоища Александр Невский, чей образ довольно популярен среди авторов: вот он, мужественный, с прямой осанкой, мчится на коне в окружении воинов на работе Юрия Орлова; потрясающий портрет Александра Невского кисти Николая Колупаева — молодой, но со взглядом старика, он стоит на фоне церквей, в руках держит шлем с изображением ангела; Дмитрий Белюкин представил Невского совсем иного — портрет парадный, но в обстановке деревянных стен дома. Его же кисти принадлежит портрет Дмитрия Донского, грековцы — художники-реалисты, и здесь образ Дмитрия Ивановича близкий нам, людям XXI столетия. Здесь же, в первом зале, отдают дань Петру I, основателю отечественного флота в портрете Александра Сытова, есть и батальные сцены Отечественной войны 1812 года.
Второй зал целиком о Великой Отечественной войне, много лиц известных — Ольга Берггольц («Голос надежды. Портрет Ольги Берггольц» Екатерины Камыниной), Твардовский и Симонов кисти Колупаева, Юрий Никулин в работе Леонида Штрикмана, на работе «Внимание! Говорит Москва!» Ильи Лебедева главный герой, очевидно, Юрий Левитан, чьим голосом воображение озвучивает название полотна. Но и портреты безымянных героев и обычных людей тоже рассказывают свои истории, не менее героические и яркие. Прийти стоило хотя бы ради одного пронзительного портрета, возле которого не плакать невозможно — речь о «Непокоренном» Василия Нестеренко.
Ветеран войны, судя по фуражке, служил на «Метели», сторожевом корабле, который в годы Великой Отечественной нес дозор на Тихоокеанском флоте и конвоировал транспортные суда через минные ограждения. На груди у безымянного героя медали в несколько рядов, у него ровная, воинственная осанка, мощные кулаки, тяжелый взгляд человека мужественного, сильного, он и по сей день готов встать на защиту Родины. Другое настроение у героя картины Владимира Переяславца, солдат-столяр — молодой парень, трудяжка. Его, кажется, отвлекли от работы у станка, он повернулся, улыбнулся художнику, сказал ему что-то доброе и продолжил трудиться. Работа оптимистичная, светлая, что удивительно — обычно такими эпитетами говорят о красивых пейзажах, но никак не о мастерской, где трудится солдат во время войны, работая для фронта, и сердцем чувствуешь главный посыл художника — искренняя вера в мир и в Победу.
Герои с именем и без имени, но только наши современники, смотрят со стен третьего зала, где преобладает графика — возможно, скорости исполнения портретов требовала обстановка, в которой создавались портреты. Здесь имена героев портретов, не знакомые широкой публике, но эти ребята, красавцы-парни обеспечивают нашу мирную жизнь прямо сейчас. Ряд портретов героев СВО — работы Светланы Галаган. Вот командир отделения Николай, позывной «Плохой», рядом — Старченков П.П., где они сейчас? Живы ли? Что известно об их судьбе? Но есть и работа маслом, на которой увековечен Дмитрий Леонтьев, награжденный орденом Мужества посмертно.
Стоит отметить, что говоря о том, что выставку составляют только работы грековцев — неправда. Часть работ не имеют авторов, потому что их создали бойцы, находящиеся на реабилитации в военном клиническом госпитале им. А.А. Вишневского, и сюжеты их рисунков далеки от войны — на них природа, быт, святые…