Триумф в 97 лет

250 тысяч долларов для пяти лауреатов

Вчера в Музее изобразительных искусств им.Пушкина состоялось чествование новых лауреатов независимой премии поощрения высших достижений литературы и искусства “Триумф”.

Семнадцатый сезон оказался прекрасным — премии получили достойнейшие! Белый зал музея обрел особое величие, благодаря невыразимо прекрасным полотнам великого Тернера. Звучала ублажающая слух и душу классическая музыка. Радостно было увидеть всемирно известного Юрия Любимова. Он вошел в зал, слегка улыбаясь и как бы вопрошая: где тут юные гении? Не успели родиться, а на них уже “Триумф” свалился.

Художественный координатор жюри, писательница Зоя Богуславская, приглашая на сцену творческую молодежь, вся светилась от удовольствия: а вдруг среди восемнадцати дебютантов прячется еще один выдающийся талант? А они, награжденные медалью и существенной денежной премией, вероятно, впервые видели вблизи прекрасную Аллу Демидову, загадочно погруженного в себя Андрея Вознесенского, могучего Алексея Козлова, короля саксофона. Да, у “Триумфа” по-настоящему звездное жюри, ныне под председательством Вадима Абдрашитова.

Несравненный танцовщик и талантливый балетмейстер Владимир Васильев, по-моему, испытал некоторую неловкость за жюри, что до сих пор не было замечено высокое искусство великого музыкального режиссера, хотя среди лауреатов 17-ти премиальных сезонов было несколько имен “кратковременных триумфаторов”. А, между тем, еще живы великие мастера. Они в течение десятилетий занимаются творчеством, это творчество и есть их счастливая жизнь.

Наконец-то большой мастер музыкального искусства Борис Александрович Покровский назван лауреатом премии. “Ему 97, а у него искры горят в глазах”, — восторженно замечает Владимир Васильев. При имени Покровского весь зал встает и долго аплодирует. Парадоксального режиссера прославили не только яркие спектакли в Большом, но и созданный им Камерный музыкальный театр, неповторимый, дерзкий, блистательный. Покровский извлекал буквально из небытия забытые музыкальные шедевры Бортнянского, Шостаковича, Стравинского, Моцарта, Прокофьева, Рахманинова и покорял спектаклями весь мир.

Принимая за Бориса Александровича цветы и “Золотого Эльфа”, выполненного по эскизу Эрнста Неизвестного, его жена, Ирина Масленникова, народная артистка СССР, назвала эту нежданную премию счастливым и дозволенным допингом: “Он очень переживал, что не мог приехать на торжество”.

Не мог прибыть на чествование и Олег Янковский — он находится на лечении за границей. И вновь хочется воскликнуть: его огромные достижения у всех на виду, а премия приходит к талантливейшему актеру только сейчас. Наградные знаки Олега принимал его сын, Филипп Янковский. Какое счастье испытывали Марк Захаров и Андрей Тарковский, снимая блестящего актера в своих лучших фильмах!

Инна Чурикова буквально воспела человеческий и актерский дар Янковского. Она с ним накануне разговаривала по телефону и обещала передать ему “всякие ласковые слова о нем”. Инна Михайловна восторгается его мощной мужской силой, влекущим взглядом.

— Он удивляет своей жизнью, своей правдой. Мне посчастливилось играть с ним. Благодаря такому партнеру ты делаешь то, что от себя не ожидаешь. От его интонации, от каких-то малых подробностей ты забудешь всё и полетишь! У нас с ним были такие минуты. Мы часто обсуждали с ним всякие житейские события — в кино, в семье… Я поняла, как он любит своего сына, своих внуков. Он принимает жизнь такой, какая она есть. У него особенное чувство благодарности. Олег вообще не умеет обидеть. Он сам простит обидчику.

А Олег Табаков, хотя никогда вместе с ним не играл, уверен: “Это не мешает мне его любить”.

Ирина Александровна Антонова, директор Музея изобразительных искусств, сама лауреат “Триумфа” в области науки, восхищалась редким талантом живописца Татьяны Назаренко. Кто нынче следит за живописью, особенно станковой? Но ее картины “Казнь народовольцев”, “Пугачев”, да и другие будоражили общество и раздражали недоброжелателей. Она пишет натюрморты, пейзажи, портреты. Обращаясь к Татьяне, Ирина Александровна произнесла: “Ваша историческая живопись — необычайно смелое искусство, поскольку вы обращаетесь к не очень светлым сторонам жизни. Ваш художественный язык вмещает многое, и возникает феномен Татьяны Назаренко”.

Константин Аркадьевич Райкин прилетел на торжество из Одессы. Но самолет его летел в Москву через Вену (кажется, Киев не очень хотел принять). Владимир Спиваков вспомнил старинное гордое определение: “свободный художник” и присвоил его новому “триумфатору” — “никто ему не указ!” Райкин не умел скрыть своего смущения. Слова нужные не заготовил, а потому предпочел пройтись по сцене в образе зазнавшегося глупца. Неожиданный этюд очень развеселил публику. По мнению Олега Меньшикова, такое самоотверженное служение театру встречается очень редко. “Триумф” Райкина — награда за вклад в отечественный театр. Находчивый Райкин тут же воскликнул, подняв глаза в безбрежность: “Мои родители будут счастливы”.

Пятого лауреата, концертирующего пианиста Александра Мельникова, представлял Владимир Познер. В Европе русского музыканта называют артистом огромного масштаба, виртуозом.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру