В Заполярье расцвел «Кактус»

В Норильске закрывается фестиваль современного искусства

Кто сказал, что современное искусство только в Питере да Москве? А дальше все мхом поросло? Нет, и еще раз нет. Фестиваль современного искусства «Таймырский кактус» уже пятый год расцветает в Заполярье и весьма успешно. В этом году главной темой «Кактуса» стала любовь. Корреспондент «МК» узнал, как за Полярным кругом прорастает искусство.

Градус культурного напряжения

Конечно, назвать Норильск культурным центром нельзя. Здесь всего один музей, одна библиотека и один театр. Есть еще, как полагается, Дворец творчества детей и молодежи, кинотеатр, Городской центр культуры, который обычно используется как концертный зал за неимением консерватории, а ее все обещают построить городские власти. Короче, высококультурных развлечений не много. Но все, что есть, норильчане используют по полной. На этих точках и развернулся «Таймырский кактус». Еще бы, ведь программа фестиваля охватывает практически все сферы культуры: изобразительное искусство, музыка, театр, литература и даже балет…

Организатор фестиваля – благотворительный Фонд Михаила Прохорова – везет в Заполярье каждый раз известные фигуры. В разные годы здесь побывали Дмитрий Пригов, Владимир Сорокин, Виктор Ерофеев, Людмила Улицкая, Лев Рубинштейн, Евгений Гришковец… В особом представлении эти люди не нуждаются. По масштабам фестиваль мог бы поспорить и с некоторыми столичными.

На пятом юбилейном «Кактусе» вновь зажигают звезды. Вера Павлова и Тимур Кибиров – по поэтической части, Алексей Айги с ансамблем 3'44», Петр Айду, группа «Ундервуд» – по музыкальной, а актуальное искусство возглавляет на этот раз выходец из Норильска Андрей Бартенев. Всего в Норильске собрались 98 участников.

При таком многообразии для тех, кто только понаслышке знает о «Кактусе» остается загадкой, как в условиях вечной мерзлоты мог родиться столь прогрессивный фестиваль: забавный по звучанию, а по идее — глубокий. Таймырский кактус… Вдумайтесь в название! Это то, чего в природе не бывает. А этот фестиваль и Фонд Михаила Прохорова доказывают, что бывает.

Развею ваши сомнения: за Полярным кругом живут не одни олени. И люди здесь не дикие, а такие же, как в других городах России. Только в норильчанах больше какого-то подсознательно героизма. Ведь, согласитесь, работать на заводах, которыми сплошь окружен город, не просто. И, несмотря на «чемоданный» образ жизни, – каждый житель Норильска мечтает уехать, но никак не может оставить этот суровый и в какой-то степени волшебный край – люди здесь доброжелательны, отзывчивы, готовы к новому. Поэтому каждое культурное события большинство встречает энтузиазмом и интересом.

– Разорванность культурного поля – основная проблема нашей страны, - говорит соучредитель Фонда Михаила Прохорова и главный идеолог «Кактуса» Ирина Прохорова. – Для нас важно показать культурный веер современности. Этот «Кактус» проходит под лозунгом «Это любовь!». После сексуальных революций ХХ века произошел сбой в ритуалах любви. Говоря о любви на фестивале, мы будем говорить о проблемах новой куртуазности, где любовь создает градус напряжения.

С первой же минуты открытия фестиваля этот градус дал о себе знать. Первое и сразу оживленное мероприятие на «Кактусе» – книжная ярмарка. Последние новинки и образцы классики исчезли со стендов моментально: книги здесь сложно и дорого достать. А что делать зимой в полярную ночь, как не читать? Поэтому ежегодные встречи с писателями и поэтами для местных жителей – целый праздник.



В этом году к норильским читателям приехали Тимур Кибиров, Мария Голованивская, Екатерина Мурашова, Вера Павлова, Леонид Юзефович. А Светлана Конеген так влюбилась в полярную атмосферу Норильска (приезжает уже на второй фестиваль), что свою новую книгу «Собачья площадка», написанную от лица любимицы собачки Дуси, решила впервые представить читателям именно здесь.

Влюбленный арт-кактус

В этом году на «Кактусе» заговорили о любви на всех возможных языках искусства. В первый же день фестиваля открылась экспозиция «А как же любовь?». Куратор выставки итальянец Антонио Джеуза собрал под крышей норильского музея известных мастеров современного искусства.



Каждый из 12 авторов по-своему говорил со зрителем о любви. Выставка начинается аж из холла музея фотороманом Людмилы Горловой. История встреч и расставаний влюбленных ведет зрителя на второй этаж экспозиции. А здесь уже, аккурат над первым этажом, где мирно дремлет постоянная экспозиция, посвященная флоре и фауне края, норильчан встречают работы Мамышева-Монро, АЕС+Ф, Кирилла Асса и других актуальных художников.

На языке азбуки Морзе со зрителем решил заговорить Алексей Салманов. В серии изображений человека со специальными флажками на самом деле зашифрована одна простая фраза: я тебя люблю. Но как завораживают эта черная мужская фигура, которая немым языком говорит о чувствах…

Напротив безмолвного признания – гвоздь выставки – видеоинсталляция Владислава Мамышева-Монро «17 мгновений весны». Эта известная работа, созданная в 2004 году, пожалуй, самая любимая для Антонио.

- В Советском Союзе слез не было, и не могло быть, – говорит Антонио. – Мне кто-то здесь говорил: ну что такого, взял известный фильм и вклеил туда себя. Все намного глубже. Жену Штирлица Мамышев-Монро заставляет плакать. Это невероятно чувственно. Художник оживляет и самого Штирлица, его лицо дергается от переживаний, чего в советском фильме тоже не могло быть...

Сексуальность в живописи, как ни странно, представлена работой женщины. Из 30 работ Натальи Турновой в Норильск приехал только один триптих. Но и он уже заставляет остановиться, посмотреть, как яркие цвета, сплетенность фигур может кричать о любви.



А вот Кирилл Асс действительно заговорил о любви. С помощью специально устройства художник слушал биение своего сердца и читал стихи о любви. Получилось говорящее и стучащее о чувствах видео. Больше всего юную норильскую публику порадовало видео Алексея Шульгина и Аристарха Чернышова. Нажимая на кнопки под экраном, получались разные эффекты. То изображение зрителя разлеталось на мельчайшие кусочки, то съезжало в бок, словно в кривом зеркале. Это тоже не новая работа, но она радует любого зрителя, тем самым признаваясь ему в любви.

Известный художник Антон Литвин постарался специально для «Кактуса». В своей работе он воскресил легендарную жевачку «Love is…». Милые герои-влюбленные с забавных картинок-вкладышей стали огромными, черно-белыми, слегка затертыми, будто стирающимися из памяти.

С любовной символикой на выставке «Знаки любви» фантазировал Эркен Кагаров. Эти работы остались еще с юношеских лет известного дизайнера. История создания почти семидесяти любовных шифров довольно романтична.

- Однажды, больше двадцать лет назад, я ехал в трамвае и напевал себе под нос старое битловское «All you need is love, love, love»… Тогда и родилась идея создания множества любовных кодов, – рассказывает автор. – И когда я работал над знаками, решил сделать один большой для девушки, с которой тогда встречался. Сидел всю ночь, а потом отключили свет. Пришлось доделывать при свечах. Когда закончил, оставалось еще время до прибытия ее поезда, и я решил пройтись пешком по просыпающемуся городу на вокзал. Так, этот проект сам собой наполнился какой-то мистической романтикой.

О сексуальности и наготе свое слово в программе «Кактуса» сказал другой дизайнер Юрий Гулитов. Его «Каллиграфические ню» – один из самых последних проектов. С помощью каллиграфии Юрий запечатлел обнаженных моделей, которые ни на секунду не застывали пока позировали. Так автор сумел показать энергетику и красоту движения.



На привозные выставки норильские художники ответили своей экспозицией. «Эгоизм как философия жизни» – автопортреты местных мастеров, конечно, нельзя назвать актуальным искусством. Большинство работ – плод традиционного художественного воспитания. Благо оно есть, в городе живет и здравствует Лицей искусств. Однако о любви художники также говорили от чистого сердца.



Пожалуй, больше всего символики в свою работу вместил художник Дмитрий Бакланов. Его золотое сердце украшено маленькими ключиками. С одной стороны – это ключи от сердца, с другой – символ города (на гербе Норильска изображен медведь, держащий ключ). В центре сердца – маленькие дверцы, и, если открыть их, зритель увидит во встроенном в арт-ставни зеркале собственное отражение. Словом, милая и добрая работа.

Музыка про полярные дни и ночи

Музыкальная программа пятого «Кактуса», как и в прошлом, – сильная сторона феста. В разные годы в Норильске пели группы «Ночные снайперы», Billy’s Band TEQUILAJAZZZ…А также «Хоронько Оркестр», Оркестр Екатерины Великой, французский виолончелист Брюно Коксе.

На нынешний «Кактус» приехали Алексея Айги со своим ансамблем 4'33'' и группа «Ундервуд». Так случилось, что самолет, который должен был привезти участников первых дней фестиваля, в том числе и Айги, не смог во время приземлиться в аэропорту. Даже при ясной погоде так называемый «боковой ветер» может быть опасен для самолета. Его музыканты переждали в Нижневартовске, так что добраться до Норильска удалось лишь к собственному выступлению. Но музыканты начали во время.



Удивительно, но после всех приключений концерт Айги и ансамбля 4'33'' получился просто феноменальным, эмоционально насыщенным и даже интерактивным. Несколько совсем свежих композиций, с названиями которых Алексей еще не определился, зрители предложили посвятить Заполярью. Мрачную и печальную – полярной ночи, а живую и светлую – полярному дню. Айги честно обещал подумать. Так что, не удивляйтесь, если на его концерте услышите такие названия.

Кстати, зал Городского центра культуры был забит до отказа. А виртуозов, как ни странно, несколько раз вызывали на бис. На следующий день феста Айги с командой снова предстоял концерт: они играли на показе легендарного немого фильма «Девушка с коробкой» (1927).

– Озвучивать немой фильм всегда сложно, - говорит Алексей Айги. – Нужно внимательно следить за происходящим на экране и успевать перестраиваться под настроение и атмосферу конкретного эпизода.

И все же второй концерт прошел еще жарче, чем первый. Людей собралось столько, что не хватало ни мест, ни билетов. А весь молодежный Норильск пришел на концерт «Ундервуда». На концерте, где собралось больше пятисот зрителей (даже для московского клуба очень прилично), команда представила свой новый альбом. Естественно, о любви. И альбом «Все, Кого Ты Так Сильно Любил», как нельзя лучше вписался в атмосферу фестиваля.

Но для норильчан «Ундервуд» – не последнее музыкальное потрясение на «Таймырском кактусе». Ведущий коллектив новосибирской филармонии вокальный ансамбль Павла Шаромова и инструментальный дуэт «Рандеву» тоже из Новосибирска зажигали во вторник.

Петербургский ансамбль Laterna Magica «воспевал» Прекрасную Даму на средневековых инструментах в субботу. А виртуоз старинных инструментов Петр Айду удивлял публику своим мастерством два дня подряд, в том числе и в финале фестиваля, на музейной ночи.

Да, да, апофеоз фестиваля по традиции – последний день, а вернее, ночь. Здесь, в Норильске, музейная ночь проходит позже всего, зато с нешуточным размахом. Выставки, инсталляции, концерты, шоу… Весь день и, конечно же, всю ночь. Светлую, как днем. Вот фишка «Кактуса».

Кроме, холода подпортить настроение не сможет ничто. Но замерзнуть зрителям не даст Андрей Бартенев. Популярный художник на самом деле полярный! Андрей родился и вырос в Норильске. Но родные края художник не забывает. К закрытию фестиваля он приготовил мощное шоу «Пузыри надежды». Так что, Уснуть норильчанам в эту ночь не придется.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру